Толкования на Пс. 65:7

Свт. Афанасий Великий

владычествующем силою своею веком: очи его на языки призираете: преогорчевающии да не возносятся в себе

Очи Его на языки призирают. На все обращает внимание, испытывает все, что ни делается. Преогорчевающии да не возносятся в себе. Кто же преогорчевающии? Не те ли, о которых сказано:сыне человечь, иди к дому преогорчевающему Меня (Иезек. 2,3), и: коль краты преогорчиша Его в пустыни (Пс. 77,40), и еще: не ожесточите сердец ваших, яко в прогневании (Пс. 94,8)?

Толкование на псалмы.

Прав. Иоанн Кронштадтский

владычествующем силою своею веком: очи его на языки призираете: преогорчевающии да не возносятся в себе

Все народы пред очами Господа как муравьи на муравейнике: Он видит все их дела, все их мысли и желания. Какое побуждение для человека-грешника не возноситься собою! Всесильный и праведный Творец в одно мгновение может сопхнуть его с земли и истребить, так что и имя его не помянется ктому.

Дневник. Том I. 1856.

Блж. Феодорит Кирский

владычествующем силою своею веком: очи его на языки призираете: преогорчевающии да не возносятся в себе

«Владычествующем силою Своею веком». Он имеет, говорит Пророк, негибнующую державу и безпредельное царство.

«Очи Его на языки призираете». Не о нас только печется, но промышляет и о целой вселенной, и в скором времени всем сообщит познание о Себе. Так, ясно предвозвестив о сем, а потому духовными очами провидя противящихся проповеди, со всею ясностию предрекает их и неверие и высокомерие.

«Преогорчевающии да не возносятся в себе». Феодотион назвал их уклоняющимися; Акила – отпадаюшими, но яснее выразился Симмах: непокоряющиеся да не возносятся в себе. Видим же и сего пророчества исполнение. Какие либо три или четыре эллина, оставшиеся в нечестии, высоко о себе думают, потому что не увлечены вместе с народом. Им-то внушает пророческое слово: «преогорчевающии да не возносятся в себе»; потому что раздражают они против себя правдиваго Судию и навлекают на себя справедливое наказание.

Евфимий Зигабен

владычествующем силою своею веком: очи его на языки призираете: преогорчевающии да не возносятся в себе

Владычествующем силою своею (над) веком

Там, говорит, то есть, в городе Иерycaлиме, в который идем, будем духовно радоваться о Боге. Под силою Божиею мы разумеем беспредельное и непобедимое могущество Его; а владычествует Бог и над настоящим и над будущим веком, как имеющим бесконечное и далее всех веков простирающееся царство.

Афанасий согласно с Кириллом говорит: Там воцаримся со Христом, когда Он будет царствовать над новым веком, И там возвеселимся о Нем, ибо там Он отрет слезу нашу, там освободит от всякой печали. Слова Феодорита: Там возвеселимся, т. е. при Иордане, как язычники при Божественной купели; ибо и тогда разделился Иордан для народа, и теперь тот же Иордан, приняв Творца и Зиждителя всех, одевает людей спасением.

Очи Его на языки призирает

Очи, говорит, Божие призирают на народы, потому что Он имеет принять их в наследство и усвоить Себе чрез веру. Итак, знай, иудей, что Бог отнял от тебя посещение свое и обратил оное на народы.

Слова великого Афанасия: Под очами Божиими должно разуметь Апостолов, а под огорчающими иудеев.

Преогорчевающии да не возносятся в себе

Преогорчевающими здесь называет иудеев, как постоянно роптавших и противоречивших Богу. Пусть иудеи, говорит, не возносятся в самих себе, и не говорят, что, будто, их одних знает и любит Бог, потому что они огорчили Бога. И пророк Иезекииль называет евреев домом огорчающим: не убойся, говорит, лица их, ибо дом огорчающий они (Иез. 3,9). Те же евреи называются огорчающими и в другом отношении, как давшие в пищу Владыки Христу горькую желчь, и во время жажды Его напоившие Его уксусом, смешанным с горькою смирною. Слова пророков загадочны и темны по тем причинам, о которых мы сказали в главе 12-й предисловия сей книги. Читатель, можешь называть еще огорчающими и неприятельские народы и демонов, имея посетителем и промыслителем своим Бога.

Слова Феодорита: Оставшиеся в нечестии еллины много о себе думают, что они не увлеклись множеством. Им то пророческое слово утверждает повеление: Огорчающие пусть не возносятся в себе, ибо они огорчают против себя праведного Судью и привлекают на себя праведное наказание.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

владычествующем силою своею веком: очи его на языки призираете: преогорчевающии да не возносятся в себе

Слово век у Евреев берется иногда за вечность, а иногда за строение мира, сущаго в веке сем: в каком разуме положено и здесь, для означения, что Бог силою Своею не токмо создал мир, но и содержит его во власти Своей, и вся сущая в нем. Куда относится и следующий за сим член: очи Его на языки призираете. Ибо хотя во время людей, живших под законом, престол Свой поставил в одной токмо Иудее, но промыслом Своим всегда всем миром управлял. Особенное преимущество, которым удостоил Он сынов Авраамлих по силе Своего завета, не воспрепятствовало, чтоб не простерл Он взора Своего и на прочих народов, дабы хранить и питать их. А что Бог печется и о языках, сие доказывает тем, что и там не избегают казней люди беззаконные и преогорчевающие Бога. Ибо хотя и многое является смешение в мире, однако Бог никогда не терпит, чтобы судьбы Его совершенно сокрыты были от очей людей: Он проявляет некоторые знаки их, и притом весьма ясные, да преогорчевающии не превозносятся в себе.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

владычествующем силою своею веком: очи его на языки призираете: преогорчевающии да не возносятся в себе

Преогорчевающии – язычники, не признавшие Его Богом и Царем и тем огорчевавшие; в себе, в душе своей; с евр. «против себя», во вред себе.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

владычествующем силою своею веком: очи его на языки призираете: преогорчевающии да не возносятся в себе

Он чудесно помогал евреям в их прошлой истории

Господь вечен, вечна и несокрушима сила Его господства над всеми народами.

Прот. Григорий Разумовский

Владычествующем силою Своею веком: очи его на языки призираете: преогорчевающии да не возносятся в себе

Слово владычествующем относится к предыдущим словам: возвеселимся о Нем, т.е. о Боге, Который владычествует, или, что то же, всемогущею силою Своею властвует, как Домовладыка Промыслом Своим управляет всем миром и во все века (веком). Очи Его на языки призираете, т.е. очи Господни обращены на весь мир, зрят на все народы земные. «Не о нас только (иудеях), – говорит блж. Феодорит, – печется, но и о целой вселенной, и в скором времени всем сообщит познание о Себе» [6, с. 299]. И далее, провидя духовными очами языческих царей и правителей, упорно не признававших Его Богом и Царем вселенной и противившихся евангельской проповеди, со всею ясностью предрекает их неверие и высокомерие, сказав: преогорчевающии да не возносятся в себе.

Объяснение священной книги псалмов.