Толкования на Пс. 65:12

Прп. Нил Синайский

Возвел еси человеки на главы нашя: проидохом сквозе огнь и воду, и извел еси ны в покой

«Возвел еси человеки на главы наша» (Пс. 65:12). Ибо иногда попускает Бог демонам бесстыдно восседать в голове, то есть в мыслях, и увлекать душу к непристойным помыслам, с которыми нам необходимо бороться и сражаться, не соглашаясь и не входя в союз с ними.

Письма на разные темы. Монаху Кириаку.

Блж. Феодорит Кирский

Возвел еси человеки на главы нашя: проидохом сквозе огнь и воду, и извел еси ны в покой

См. Толкование на Пс. 65:11

Евфимий Зигабен

Возвел ecи человеки на главы наши

Ты, говорит, Господи, подчинил нас врагам нашим и предал нас попиранию их. Это слово взято от подобия и переносно. Таково было у древних царей обыкновение, что после победы над врагами они наступали на главы побежденных, торжествуя таким образом и открывая всем одержанную над ними свою победу.

Так мы читаем в 10-й главе Иисуса Навина, что Иисус повелел всем израильтянам наступать ногами на шеи пяти Иевусейских царей, по одержанию над ними победы: И созвал Иисус всех Израильтян с начальствовавшими в брани и сказал им: Идите вперед и наступайте ногами вашими на шеи им (Иис. Нав. 1,24).

Проидохом сквозь огнь и воду

Под огнем и водою разумей скорби и бедствия, ибо скорби и жгут душу, как огонь, и заливают и потопляют ее, как вода. Здесь может кто либо спросить: как евреи называют Бога виновником своих бедствий, тогда как причиняли им бедствия вавилоняне: ибо Ты, говорят, разжег нас и ввел в сеть и подобное тому? В разрежение сего должно сказать, что евреи признавали Бога виновником терпимых ими бедствий, потому что Бог хотя и не по предварительной, но по последующей воле попустил вавилонянам пленить рабов Его за грехи их.

И извел ecи ны в покой

Наказав нас рабством за грехи наши, Ты, говорит, Господи, опять помиловал нас и извел в покой и свободу. Надобно знать, что слова: Ты испытал нас и прочее до сего места, сказаны пророчески от лица мучеников Христовых, так как они испытали все сии роды мучений, как и Апостол Павел исчисляет различные искушения их в 11-й главе послания к Евреям.

Другой говорит: Огнем называет огненные обстоятельства и водою те же, как погружающие и потопляющие не переносящих их мужественно; но кто прошел их, тот, при помощи Божией, исходит в покой, ожидая воздаяний за них. И поелику успех есть наш, а конец дар Божии, то в одном месте говорит: мы прошли, а в другом: Ты извел. Говорится также и у Исаии о сих обстоятельствах: не бойся, ибо Я избавил тебя; Я нарек тебя именем твоим: ты Мой; и если пройдешь воду, Я с тобою; и реки не сомкнутся над тобою; и если будешь проходить огонь, не сожжешься, огонь не обожжет тебя, ибо Я Господе Бог Святый израилев, спасающий тебя (Ис. 43,2) (в изд. Своде).

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Возвел еси человеки на главы нашя: проидохом сквозе огнь и воду, и извел еси ны в покой

См. Толкование на Пс. 65:10

Лопухин А.П.

Возвел еси человеки на главы нашя: проидохом сквозе огнь и воду, и извел еси ны в покой

См. Толкование на Пс. 65:10

Прот. Григорий Разумовский

Возвел еси человеки на главы нашя: проидохом сквозе огнь и воду, и извел еси ны в покой

См. Толкование на Пс. 65:10