Толкования на Пс. 66:6

Свт. Афанасий Великий

Да исповедятся Тебе людие, Боже, да исповедятся Тебе людие вcи

Здесь не простое тождесловие: напротив же того, слушатели возбуждаются этим к большему усердию. Как двукратно возбуждает народы к песнопению, так двукратно испрашивает им благословение, очевидно, по принятии уже и самого благословения. Или, поелику вследствие благословения не неведом им Сый над всеми Бог, напротив же того, приносят они уже Богу сладостнейший плод благочестия, то, если и мы приносим плод сей, т.е. упражнение в добродетели, явствует из сего, что и мы благословлены Тобою.

Толкование на псалмы.

Блж. Феодорит Кирский

Да исповедятся Тебе людие, Боже: да исповедятся Тебе людие вси

Пророк допустил не без намерения сие повторение, но чтобы усерднейшими соделать слушателей.

Евфимий Зигабен

Да исповедятся Тебе люди, Боже! да исповедятся Тебе людие вcи

Те же слова, которые Давид сказал выше, он говорит и здесь, чтобы чрез повторение слов сделать, как говорит Феодорит Антиохийский, народы усерднейшими и ревностнейшими в благодарении Богу.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Да исповедятся тебе людие, Боже, да исповедятся тебе людие вси

См. Толкование на Пс. 66:4

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 6–8 Да исповедятся тебе людие, Боже, да исповедятся тебе людие вси. Земля даде плод свой: благослови ны, Боже, Боже наш, благослови ны, Боже: и да убоятся его вси концы земли

Многократным повторением слов: да исповедятся Тебе людие, Боже, – псалмопевец указывает не только на то, что все народы будут участниками спасительного богопознания, о чем сказано в 3-м стихе, но и на то, что они должны быть проповедниками столь великой и спасительной благодати Божией, каково пришествие на землю Сына Божия, для спасения всех людей (Тит. 2:11). Словами: земля даде плод свой, пророк-псалмопевец, предвидя будущее возвращение благословения Божия земле, от которой оно отнято было за грех Адама (Быт. 3:17–18), говорит о нем как о событии совершившемся. С пришествием Спасителя на землю распространится истинное богопознание, все народы получат благословение Божие, которое распространится и на внешнюю природу, на самую землю, которая даст людям изобильный плод (Откр. 22:2). И люди благословляют Бога (Пс. 33:2, 65:8, Пс. 67 и др.), но они, по словам блж. Феодорита, «благословляя Бога, приносят Ему в дар одни слова, а делом не могут благотворить Ему, а Бог, благословляя, утверждает слова делом и благословляемым дарует обилие всяких благ» [6, с. 301–303], духовных и вещественных, небесных и земных. Троекратно повторяя слова: благослови ны, Боже (ст. 2, 7-8), – не указывает ли этим псалмопевец, как думают некоторые толковники (Евфимий Зигабен), на Святую Троицу и не выражает ли призывания к исповеданию Трех Лиц Божества? А последними словами: да убоятся Его вси концы земли, – не указывает ли опять на единство Божества в Святой Троице [7, с. 503]? Теми же словами, по изъяснению блж. Феодорита, научает еще, как должно удостоиться Божия благословения. «Кто благоговейно чтит законы Божии и страшится будущего суда, тот хранением оных угождает Богу; угождение же Богу приносит благословение» [6, с. 303]. Концы земли значит то же, что – «живущие в самых отдаленных пределах земли». Да убоятся Господа Бога вси концы земли – такое окончание псалма, по словам блж. Феодорита, внушает иметь страх Божий не только иудеям, но и всем человекам, и научает, что Бог наш есть Тот Самый, Который соделал спасение верующим [6, с. 303].

Объяснение священной книги псалмов.