Толкования на Пс. 67:6

Свт. Афанасий Великий

Да смятутся от лица Его, Отца сирых и Судии вдовиц: Бог в месте святем Своем

Да смятутся от лица Его, то есть, полчища демонов. Отца сирых и судии вдовиц. Сирыми называет беззащитных, а вдовицами — души неуневещенные Слову, потому что Он — заступник немощных, подобно нам не имеющих человеческой помощи. Кто же сей Заступник и каков Он? Бог в месте Святем Своем. Поелику наименовал Его восшедшим на запади, т.е. снисшедшим до глубин адовых, то снова учит, что, восшедши на небеса, стал Он на Своем месте, хотя и никогда нимало не отступал от него Божеским естеством.

Толкование на псалмы.

Свт. Филарет (Дроздов)

Ст. 6–7 Да смятутся от лица Его, Отца сирых и Судии вдовиц: Бог в месте святем Своем. Бог вселяет единомысленныя в дом, изводя окованныя мужеством, такожде преогорчевающыя живущыя во гробех

Воззвав Церковь к торжественному славословию, Давид предначинает теперь сие славословие собственною песнею и воспевает во-первых вообще утешительные для бедствующего человечества свойства и действия Божии — провидение благое и праведное, и смотрение благодатное.

Бог есть Отец сирых: не только тех, которые судьбою лишены земных родителей, но еще, и наипаче, тех, которые сами не зовут себе отца на земли (Мф.23:9), дабы усвоить себе Отца, иже на небесех, Отца духовом. Не оставлю вас сиры (Ин.14:18), глаголет им единородный Сын Отца небесного.

Бог есть Судия вдовиц: Он дает беззащитным покров и бесчадным питателей, наипаче же вдовствующую и бесчадную Церковь обручает Себе во век, и обещает многа чада пустыя паче нежели имущия мужа (Ис.54:1–8).

Ибо таковым пророк видит его не в мире, в сем роде прелюбодейном и грешном, но в жилище святыни Своея — в Церкви и в душе верующей.

Бог вселяет одиноких в дом: тех, которые, взыскуя Его, презрели все и соделались с Давидом одиноки и нищи (Пс.24:16). Бог возводит к сожитию святых во благодати и славе (см.: Мк.10:29,30).

Бог изводит заключенных в оковы: и благим провидением избавляя невинно страждущих, и благодатным смотрением разрешая связанных сатаною грешников (Лк.13:16), и отверзая соблюдающим слово Его двери к распространению Евангелия (Апок.3:8), и от всех зол временных и вечных исхищая исповедающих пред Ним свою немощь (см.: Пс.106:10–14).

Но поелику, несмотря на толикое богатство благости и милосердия, открываемое Богом, Царство Его имеет своих возмутителей, то для сохранения сего Царства они предаются правосудию, изгоняются из дома Божия и повергаются в безводной стране — в мире, где они дотоле будут алкать и жаждать, не видя помощи ни от неба, ни от земли, доколе не обратятся к Богу, источнику воды живыя. Давид в предостережение указует Израилю на сие бедствие: Исаия предсказывает сие решительно (см.: Ис.8:21,22), и событием сколько возмущение Израиля осуждено, столько правосудие Божие оправдано.

Объяснение псалма LXVII.

Прав. Иоанн Кронштадтский

Да смятутся от лица Его, Отца сирых и Судии вдовиц: Бог в месте святем Своем

Господь – Отец сирых и Судия вдовиц. Какой высокий Попечитель у вдов и сирот!

Дневник. Том I. 1856.

Блж. Феодорит Кирский

Да смятутся от лица Его, Отца сирых и Судии вдовиц: Бог в месте святем Своем

«Да смятутся от лица Его, отца сирых, и судии вдовиц». Ибо не стерпят пришествия Его, зная, что Он — правдивый судия. А попечительностию о вдовах, заботливостию о сиротах Пророк выразил правдивость Его Промысла, который демонов приводит в смятение и страх, как открывает нам божественная евангельская история. Ибо, слышим, сами они говорят; что нам и Тебе, Сын Божий? пришел Ты прежде времени мучить нас.

«Бог вместе святем Своем.» Поелику Пророк сказал: «да воскреснет Бог», и: «путесотворите позшедшему на запады»; то кстати присовокупил и сие, чтобы никто не мог подумать, будто бы Бог всяческих совершает дела Своего смотрения, переходя с места на место. Подобно сему сказанное Господом: «никтоже взыде на небо, токмо сшедый с небесе, Сын человеческий, сый на небеси» (Ин.3:13). Ибо сим Господь, как показал неописуемость Божественнаго естества, так научил о Себе, что Он и снисшел, и пребывая долу, живя с человеками, был на небе, не отлучался от Отца.

Евфимий Зигабен

Да смятутся от лица Его, Отца сирых и Судии вдовиц: Бог в месте святем Своем

Отца сирых и судии вдовиц

Называя Христа отцем сирот, Давид объявляет, по словам святого Кирилла и Афнасия о попечительности и промышлении Христа, а называя Его Судиею выражает судебную власть Его, иначе сказать, показывает, что Христос есть покровитель беззащитных и Судья обижаемых. Или сиротами и вдовами называет верующих из язычников, — сиротами, как отвергнувших древнего отца своего — диавола, а вдовами потому, что души их овдовели для того же диавола, которого имели вместо жениха, быв прилеплены к нему нечестием, а потом вследствие проповеди получили себе в отца и жениха — Христа, в отца, как попечителя и промыслителя своего, а в жениха, как соединившиеся с Ним верою.

Оригена: Всякий делающий грех есть от диавола. Итак, он отец твой. Посему делайся сиротою и не имей впредь такого отца, но Того, Который сироту и вдову возьмет к Себе. Христос снова обручает Себе человеческую душу. Законопреступник диавол хочет сделаться женихом ее, чтобы сделать ее растленною. Итак, да будет душа твоя вдовою для него, чтобы Бог судил правду Тебе, оставившему жившего с тобою беззаконно и родившего зло. Слова Дидима: Итак, должно постараться оставить прежнего отца, родившего во зле, мужа, жившего прежде со мною беззаконно, чтобы мне иметь Отцем Бога, влагающего в нас Божественные семена.

Бог в месте святем своем

Бог, говорит, на месте святом своем, то есть, на небе, как изъясняет Евсевий. Здесь не достает глагола: есть. Сказав прежде: да восстанет Бог, и сотворите путь Восшедшему на запады, Давид, по необходимой связи говорит, по словам Феодорита, что Бог есть на святом своем месте, показывая сими словами, что Он находится на небе, которое, по словам Афанасия, есть святое место Божие. Отселе-то Он восстает на защиту и восходит на запады и устрояет все, по своему хотению, не с перехождением местным, то есть, не переходя с места на место, ибо Он неограничен, но пребывая безъисходно на небе. Такую мысль содержат и следующие слова: никто не восходил на небо, как только сошедший с неба Сын человеческий, сущий на небеси (Иоан. 3,13): ибо и живя долу с телом, был безотлучно со Отцем на небе горе. Местом святым Бога почитается и церковь христианская и каждый боголюбивый и добродетельный христианин, как говорит Дидим.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Да смятутся от лица его, Отца сирых и судии вдовиц: Бог в месте святем своем

См. Толкование на Пс. 61:5

Лопухин А.П.

Ст. 6–7 Да смятутся от лица его, Отца сирых и судии вдовиц: Бог в месте святем своем. Бог вселяет единомысленныя в дом, изводя окованныя мужеством, такожде преогорчевающыя живущыя во гробех

Враги смятутся пред лицом Бога, Который является отцом для сирот и праведным судиею для вдовиц потому, что живет «во святом Своем жилище», т. е. по буквальному переводу — на Сионе. Под «сиротами и вдовицами», которых оберегает Господь, можно видеть не только общее обозначение Божественного Правосудия и покровительства всему, несправедливо страдающему, но и изображение тогдашнего положения еврейского народа среди окружающих его язычников, враждебно к нему настроенных и постоянно с ним ведших войны, так что евреи среди них являлись одинокими и беззащитными, не получавшими ни от какого народа никакой поддержки, как беззащитны бывают вдовы и сироты. Но эта же внешняя беспомощность еврейского народа, единственного чтителя Единого Бога, находит защиту в Нем, как покровителе невинно страждущих, какими и были евреи. Так Бог поселяет их, как «одиноких», в «дом», т. е. Палестину, предварительно изведя их от ига рабства, от уз своей силой, сверхъестественной помощью. Под «оковами» разумеется египетское рабство. «А непокорные остаются в знойной пустыне», что указывает на известный факт гибели в сорокалетнее странствование всех, обнаруживших недостаток веры в Бога, пред моментом вступления в Палестину.

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 6–7 Да смятутся от лица Его, Отца сирых и Судии вдовиц: Бог в месте святем Своем. Бог вселяет единомысленныя в дом, изводя окованныя мужеством, такожде преогорчевающыя живущыя во гробех

Желая далее собственною песнею прославить величие и славу Божию, псалмопевец опять обращается к тем врагам Божиим и ненавидящим Церковь Его грешникам, о которых выше говорил: да бежат от лица Его, да исчезнут, да погибнут, – и снова говорит с Ним: да смятутся от лица Его, Отца сирых и Судии вдовиц – воспевая тем благость Божию, по которой Он не гнушается быть защитником сирот и праведным Судиею беззащитных и обижаемых вдовиц. «И чтобы никто не мог подумать, – говорит блж Феодорит, – будто Бог всяческих совершает дела Своего смотрения, переходя с места на место, присовокупил и сие: Бог в месте святем Своем. Подобно этому сказанное Господом: «Никтоже взыде на небо, токмо сшедый с небесе Сын Человеческий, Сый на небеси» (Ин. 3:13). Ибо сим Господь как показал неописуемость Божественного естества, так научил о Себе, что Он и снисшел, и, пребывая долу, живя с человеками, был на небе, не отлучался от Отца» [6, с. 305]. Единомысленными пророк называет здесь праведников, которые не имеют никакой двойной мысли и решились иметь попечение об одной только добродетели, имеют одну мысль и одну цель – служение Богу: таковых Бог вселяет в дом Свой, т.е. на небо, в тот дом нерукотворенный и вечный на небесах, о котором говорит св. апостол Павел (2 Кор. 5:1). «Окованными же, – по объяснению того же блж Феодорита, – пророк именует обложенных узами греха и говорит о них, что, будучи разрешены от уз, сделаются мужественными. Таков был Матфей, таковы Иаков Алфеев, Закхей; они, освободившись от уз неправды, весьма мужественно вступили в брань с оковавшими их. Но пророк говорит, что не только окованных делает мужественными, но и тех, которые дошли до крайней степени злочестия (такожде преогорчевающыя – см. в объяснении Пс.65:7), и, как в смрадных гробах, вселяются в телах своих, вместе с первыми сподобит спасения» [6, с. 306]. Но если Бог, по благости и милосердию Своему, спасает единомысленных и освобождает от уз греха и страстей связанных ими, т.е. язычников, и не только их, но даже и тех, которые противлением истине огорчали Его (преогорчевающыя), и в наказание за то подпали смерти (живущыя во гробех), т.е. иудеев, Он спасает такожде, если они обращаются; то что ожидает противников и возмутителей Его Царства? (см. Ис. 8:21–22).

Объяснение священной книги псалмов.