Толкования на Пс. 67:8

Свт. Афанасий Великий

Ст. 8-9 Боже, внегда исходити тебе пред людьми Твоими, внегда мимоходити тебе в пустыни, земля потрясеся, ибо небеса кануша от лица Бога Синаина, от лица Бога Израилева

Боже, внегда исходити Тебе пред людьми Твоими, внегда мимоходити Тебе в пустыни. Показывает, что нисшедший даже до ада есть Тот самый, Кто древле чрез Моисея извел Израиля из Египта. А посему говорит, что, когда предшествовал Ты народу Своему, исшедшему из Египта, земля потрясеся, то есть, исшествие его стало известно во всей земле.

Земля потрясеся, ибо небеса кануша. Небеса искапали духовную пищу, разумеет же манну. От лица Бога Синаина, т.е. Бога, на горе Синайской давшего закон. От лица Бога Израилева. Израиль есть ум зрящий Бога.

Толкование на псалмы.

Свт. Филарет (Дроздов)

Ст. 8-9 Боже, внегда исходити Тебе пред людьми Твоими, внегда мимоходити Тебе в пустыни, земля потрясеся, ибо небеса кануша от лица Бога Синаина, от лица Бога Израилева

В сем втором отделении славословия Давидова прославляются чудеса Божии, совершившиеся в изведении Евреев из Египта и в ниспослании закона.

Слова, изображающие сии чудеса, пренесены из песни Деворы и Барака (см.: Суд.5:4,5).

Средина сей речи пресекается в Еврейском тексте словом םלה села, которое толкователи переводят и объясняют весьма различно:

а) Семьдесят толковников: διάψαλμα. Но в книге Аввакума они же переводят εις τέλος (Авв.3:9);

б) толковники Халдейский и Сирийский: во веки;

в) Абен-Езра: ей или то же, что Аминь;

г) из новейших Раванелл: знак возвышения голоса, и вместе восклицание напряжения и внимания (Bibl[iotheca] Sacra);

д) Лютер и Каловий: музыкальный знак молчания;

е) текст славянский в молитве Аввакума: Господь.

Изображение твари, приведенной в необычайное движение явлением Божества в столпе огненном и облачном, кажется, взято с образа человека, когда он, будучи поражен какою-либо великою нечаянностию, объемлется благоговейным ужасом. Нередко в сем случае высшие части тела искапают пот, а в нижних ощущается содрогание. Так при чудесном шествии Бога пред народом Израильским земля содрогаясь открывала сушу в море и воду в камне, небо искапало манну, как пот, наипаче же Синай и трепетал и таял, когда Бог богов и природы явился как Бог Израиля.

Объяснение псалма LXVII.

Блж. Феодорит Кирский

Ст. 8-9 Боже, внегда исходити тебе пред людьми Твоими, внегда мимоходити тебе в пустыни, земля потрясеся, ибо небеса кануша от лица Бога Синаина, от лица Бога Израилева

«Боже, внегда исходити Тебе пред людьми Твоими, внегда мимоходити Тебе в пустыни; Земля потрясеся, ибо небеса кануша». Симмах перевел это так: когда предшествовал Ты, Боже, народу Твоему, ходя по необитаемой; земля потряслась, небо кануло; то есть, когда намеревался Ты проходить оною необитаемою и неприявшею еще в себя лучей света пустынею, восколебал и сотряс землю, с неба же уканул росу благодати. Совершилось же сие и в то время, как был Ты на кресте, ибо тогда земля потряслась и камни распались, и по возшествии на небеса, ибо тогда благодать Духа снизошла на Апостолов, как бы подобно каким каплям росы. Потом, яснее открывая иудеям Соделывающаго все сие, Пророк присовокупил:

«От лица Бога Синаина, от лица Бога Израилева». Кто являлся предкам нашим на горе Синае, говорит Пророк, тот и землю потряс во время страдания, обличая ваше безумие; Он даровал и благодать Духа.

Евфимий Зигабен

Ст. 8-9 Боже, внегда исходити Тебе пред людьми Твоими, внегда мимоходити Тебе в пустыни. Земля потрясеся: ибо (и) небеса кануша (источили капли)

Когда, говорит, Ты, Христе, сказал иудеям: се оставляется вам дом ваш пуст (Мф. 23,38), и когда сказанное от лица Твоего пророчество Иеремии приходило в исполнения, что Я оставил дом мой, бросил наследство мое (Иер. 12,7); тогда, говорю, со времени исхода твоего из народа иудейского, отступления от него и прохождения Твоего, по словам Дидима, мимо церкви языческой, представлявшей пустыню при недостатке Богопознания и плодов добродетели; (тогда) земля потряслась во время страдания и восстания твоего, как полагает Феодорит. И небеса исторически источили манну, а в высшем смысле, низвели Святого Духа в день Пятидесятницы на Апостолов. Или земля – потряслась, поелику народы перешли от заблуждения к истине, и Апостолы, как другие небеса, источили воду проповеди, напояющей души. Ибо и Апостолы были небеса, как мыслившие о небесном и возвышавшиеся над всеми земными. Союз: ибо, здесь излишен.

По словам Божеств. Кирилла это должно разуметь буквально так, что когда Бог освободил Израиль от работы Египту и привел его в пустыню, тогда вся почти земля потряслась от бывших чудес. Поелику и воды речные превратились в кровь, и небо посыпало град, и море разделилось надвое, и небо одождило манну, которую называет дождем произвольно отлученным, так как собственно и исключительно источало такой дождь одним иудеям и никому другому. Слова Афанасия: Сим показывает, что кто и в ад сошел, тот и в древности извел Израиля из Египта чрез Моисея. Итак, он говорит: Когда Ты исходил при исхождении народа твоего из Египта, то земля потряслась, то есть, по всей земле сделалось слышно об исходе их.

От лица Бога Синаина (синайского), от лица Бога Израилева

Здесь пространнее говорит: от лица Бога вместо: от Бога и выражает следующую мысль, что все это произведено истинным Богом, который есть Бог и Творец и горы Синая и Израиля. А вспомнил имя Синая и Израиля для того, чтобы показать, что кто сделал столько чудес на Синае и явился Иакову, тот самый производит и сии чудеса и не есть различный от Него Бог, но один и тот же.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Ст. 8-9 Боже, внегда исходити тебе пред людьми твоими, внегда мимоходити тебе в пустыни, земля потрясеся, ибо небеса кануша от лица Бога Синаина, от лица Бога Израилева

Сих слов: да смятутся от лица Его, в Еврейском тексте нет, а стих начинается так: Он есть Отец сирых и Судия вдовиц. Здесь особенно описывает благость Божию, бывшую к Иудейской церкви, которую избрал Бог единственно на тот конец, чтоб быть ей зерцалом отеческаго промысла Его. Сие же для того присовокупляет Пророк, дабы сынов Авраамовых лучше приближить к Богу и показать, что они принадлежат к избранному народу. А понеже изведение Израильтян из Египта было особенным и вечным залогом Божией любви, посредством котораго (залога) утверждался и завет, давно учиненный со Авраамом, для того вкратце помещает здесь историю происшествия онаго, котораго сущность состоит в том, что Бог чрез оное достопамятное изведение засвидетельствовал всем векам, колико любил Он церковь Свою. Ибо на какой конец соделал толикия чудеса? К чему потряс небом, землею и горами, ежели не для того, чтоб показать, что Божия сила соединена с благосостоянием народа? Сего ради должность вождя присвояет Богу, Который под Своим предводительством препровождал народ и охранял его не токмо при переправе чрез Чермное море, но и во все время пребывания его в пустыни. Трясение же земли разумеет не токмо бывшее при обнародовании закона, но и иносказательное, понеже чрез все продолжение пути чин природы часто переменялся, так как бы все стихии трепетали и сотрясалися от присутствия Бога. А как наипаче явил Бог страшную Свою силу на горе Синайстей,(понеже и громы слышимы были на небеси, и весь воздух исполнен был молний и перунов): для того Пророк ясными словами упоминает о горе сей, дабы светлее показать величество Бога, явльшагося на ней.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

Боже, внегда исходити Тебе пред людьми Твоими, внегда мимоходити Тебе в пустыни

Как бы в основание того, что Бог есть милосердный защитник своего народа, Отец его, псалмопевец в ст. 8 обращает свой взор на величественные проявления милости Божией в прежнее время, на чудеса во время странствования в пустыне, и на чудеса, сопровождающие разделение Ханаана Израилю.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Ст. 8-9 Боже, внегда исходити тебе пред людьми твоими, внегда мимоходити тебе в пустыни, земля потрясеся, ибо небеса кануша от лица Бога Синаина, от лица Бога Израилева

Описывается Синайское Законодательство: евреи до горы Синая шли под непосредственным Божественным руководством («когда Ты выходил пред народом Твоим, когда Ты шествовал пустынею»), внешним, видимым знаком которого были столбы - облачный днем, и огненный - ночью. Эти необыкновенные знаки Божественного водительства на горе Синае проявились в грозных явлениях землетрясения и гроз, сопровождавшихся сильным дождем («небеса таяли» - пролились дождем, спустились с неба тучами). Это законодательство имело особенный смысл для еврейского народа - оно для всего мира служило знамением, что с этого времени Бог Синайский, давший евреям закон на этой горе, является Богом и покровителем особенно еврейского народа.

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 8–9 Боже, внегда исходити тебе пред людьми Твоими, внегда мимоходити тебе в пустыни, земля потрясеся, ибо небеса кануша от лица Бога Синаина, от лица Бога Израилева

В этих стихах псалмопевец прославляет чудеса Божии, которые совершены были при изведении евреев из Египта, во время их путешествия по Аравийской пустыне и при даровании Закона на Синае, почти теми же словами, которыми изображены эти чудеса в песне Деворы и Варака (Суд. 4:4, 6). Боже, говорит он, когда Ты выходил пред народом Твоим (в столпе огненном и облачном), когда Ты шествовал пустынею, земля тряслась, даже небеса источили дождь от лица Бога Синаина, т.е. явившегося на Синае, от лица Бога Израилева. Хотя в историческом сказании Моисея не говорится о физическом землетрясении и падении дождя с неба во время путешествия евреев и дарования им Закона (Исх. 19), но писатель книги Судей, а за ним и псалмопевец могли дополнить это сказание из предания. Притом же то и другое, т.е. и землетрясение и небесный дождь, можно понимать здесь в переносном смысле: земля потрясеся – это сказано, можно думать, в том же смысле, в каком сказано: «Потрясеся весь град, глаголя: кто есть сей?» (Мф. 21:10). А во время путешествия евреев по пустыне небо искапало манну, как дождь или как пот; Синай же трепетал и таял, когда Бог богов и природы явился как Бог Израиля.

Объяснение священной книги псалмов.