Толкования на Пс. 67:13

Свт. Афанасий Великий

Царь сил возлюбленнаго, красотою дому разделити корысти

Царь сил возлюбленнаго. Сам Господь дал глагол таинникам, потому что Он есть Царь возлюбленного народа, Он же и сила его. Красотою дому разделити корысти. Дом — уверовавшие во Христа, красота дома — святые Его ученики и Апостолы. Посему говорит, что красоте дома, то есть Евангелистам, дает глагол, чтобы разделити корысти, т.е. привлечь язычников к вере и расхитить корысти у сатаны.

Толкование на псалмы.

Свт. Филарет (Дроздов)

Царь сил возлюбленнаго, красотою дому разделити корысти

См. Толкование на Пс. 67:12

Блж. Феодорит Кирский

Царь сил Возлюбленнаго, красотою дому Твоего разделити корысти

Симмах же перевел так: Господь дал речи благовествующим воинству многому. Цари воинств возлюблены, сделались возлюбленными, и обитание дома разделит корысти. Воинством же многим называеть уверовавших. Так и Апостол, пиша к Тимофею, говорит: «да воинствуеши, доброе воинство» (1Тим.1:18); и: « никто же воин бывая обязуется куплями житейскими, да воеводе угоден будет» (2Тим.2:4). А царями воинств наименовал их учителей, и говорит, что они возлюблены и именуются возлюбленными. Так называет их и Господь: «вы друзи Мои есте. Не ктому вас глаголю рабы, но други» (Ин.15:14–15). Так и божественный Апостол говорит: «любовь Божия обдержит нас» (2Кор.5:14); и: «кто ны разлучит от любве» Христовой (Рим.8:35)? И корыстями Пророк называет тех, которые древле собственные свои члены соделали рабами греха, и предали их в рабство диаволу. Их-то разделил священным Апостолам, одного поставив учителем римлян, а другаго – еллинов, одних соделав проповедниками у индов, а других у египтян. Сии корысти священным Апостолам разделила «красота дому». Дом же Божий, по словам божественнаго Апостола, суть уверовавшие (Евр.3:6), а красота дому – благодать Святаго Духа, украшающая и осиявающая его всяким обилием даров. И сие яснее раскрыл Пророк в присовокупленном.

Евфимий Зигабен

Царь сил возлюбленнаго, красотою дому разделити корысти

Царь сил Возлюбленнаго

Возлюбленным Давид называет здесь Единородного Сына Божия и Бога, по словам Евсевия, как таким провозвестил Его Отец свыше: сей есть Сын мой возлюбленный (Матф. 3,17), а силою Его называет Апостолов, потому что они были как бы воины Христовы, ополчившиеся на брань против сопротивных сил демонских; а царь тех сил—Апостолов есть Отец, как царствовавший в них посредством Сына.

Или, по другому изъяснителю, силами называет и небесные чины Ангелов. Слова Афанасия: Сам Господь, говорит,—тот, кто дал глагол тайноводцам. Ибо Он то царь возлюбленного народа, и Он сила Его. Феодорит возлюбленным называет народ, как возлюбленный Богом.

(Чтоб, служа красоте) красотою дому разделити корысти

Господь, говорит, даст глагол Апостолам по той причине, чтобы разделили корысти мысленных врагов демонов, каковые были народы: потому что Апостолы, победив демонов, отняли у них людей, плененных и расхищенных ими; а отняли сии народы, чтоб их разделить для прекрасной христианской Церкви, в которой обитает Бог. И действительно Апостолы разделили корысти сии, то есть народы для Церкви; потому что иной из Апостолов отнял у диавола один народ, а другой—другой и принесли оные Христу и единой соборной Церкви верных. Можно разуметь под красотою Церкви и Евангелие, посредством которого разделили добычи Апостолы.

Выражение: служа—в русском переводе кажется лучше употребить, чем: для, или ради: разуметь ли под красотою церковь, или евангелие и к тому и другому оно идет.

Слова Феодорита: Красота дома есть благодать Святого Духа, украшающая и просветляющая его богатством даров всякого рода. Евсевия: Им то даровал царь власть разделить корысти для красоты дома, каковые суть церковные чины, имеющие всеми видами добродетели. Павлу достались, по жребию, корысти из язычников, начиная от Иерусалима даже до Иллирика; другому из Апостолов досталось другое. Из таковых корыстей отличные приношения они отделили для красоты церкви.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Царь сил возлюбленнаго, красотою дому разделити корысти

См. Толкование на Пс. 61:12

Еп. Ириней (Орда)

Царь сил возлюбленнаго, красотою дому разделити корысти

Возлюбленный – над войском, которого Бог предводительствует, есть Израиль. Красота дому – хозяйка дома; по возвращении мужа с войны она делит добычу между домашними. Смысл, или: Царь воинств возлюбленного (Израиля), по причине красоты, или для украшения дома, давал знак сильным глашатаям делить добычу; или: он доставляет ей (красоте дома) делить добычу.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Царь сил возлюбленнаго, красотою дому разделити корысти

См. Толкование на Пс. 67:12

Прот. Григорий Разумовский

Царь сил возлюбленнаго, красотою дому разделити корысти

См. Толкование на Пс. 67:12