Толкования на Пс. 67:15

Свт. Афанасий Великий

внегда разнствит Небесный цари на ней, оснежатся в Селмоне

Внегда разнствит Небесный цари на ней. Царями именует Апостолов, которые стали правителями Его достояния. Оснежатся же сказано вместо «очистятся», а в Селмоне толкуется: в воздаянии. Посему говорит, что приявшие святых Апостолов в воздаяние или в награду за приятие от небесного Царя примут очищение грехов.

Толкование на псалмы.

Свт. Филарет (Дроздов)

внегда разнствит Небесный цари на ней, оснежатся в Селмоне

См. Толкование на Пс. 67:14

Блж. Феодорит Кирский

Внегда разнствит Небесный цари на ней, оснежатся в Селмоне

И выше Апостолов назвал царями, как наследников небеснаго Царствия, подобно тому как в Пс.44-м наименовал их князьями. Ибо говорит: «поставиши их князи по всей земли» (Пс.44:17). Предсказывает же снисшествие Всесвятаго Духа, бывшее в день Пятьдесятницы, в который прияли они благодать различных языков. Посему сказует, что в то время, когда разделит им царство вселенной, и повелит начальствовать одному над теми, а другому над другими народами, соделает их блистающими и убелит подобно снегу. Предсказывает же и место, где сие будет; потому что Селмоном наименовал Иерусалим. Ибо, в нем пребывая, апостольский лик сподобился благодати Всесвятаго Духа.

Евфимий Зигабен

Внегда разнствит Небесный цари на ней (разошлет царей по нему), оснежатся в Селмоне (то они будут, как снег на Селмоне)

Царями Давид называет здесь Апостолов, как наследников, по словам Феодорита и Афанасия, царства небесного, которых и в 44-м псалме назвал начальствующими, говоря: поставишь их начальствующими по всей земле. Давид здесь пророчествует о бывшем во время Пятидесятницы наитии Св. Духа на апостолов. Итак, он говорит, что когда небесный Бог разошлет, или пошлет царей и разделит и раздает им участки, или жребии на нем, то есть, в прежде сказанном достоянии своем, какое составляют народы: идите, говорит, научите все народы (Матф. 28,18); тогда сии Апостолы сделаются как снег, то есть убелеют и сделаются блестящими сиянием Св. Духа. К сему приложил и место — Селмон, то есть, Иерусалим, в котором сидя, Апостолы облеклись свыше силою Святого Духа.

Слова Божеств. Кирилла Александрийского: Селмон есть еврейское выражение, означающее воздаяние. Итак, Апостолы, быв разосланы, будут подобны снегу, как во время воздаяния, то есть, сделаются блестящими, ибо получат в награду за искренность ко Христу — блистательность. Афанасий говорит, что и те, которые примут разосланных апостолов, в воздаяние за сие принятие получат очищение грехов. Слова Григория Богослова: И Бог в будущем веке будет рассылать и разделять достойным царства достоинства тамошнего блаженства, когда праведники воссияют как солнце. Некто говорит, что Селмон значит мир; и так он говорит, что они очистятся миром Апостольской проповеди. Слова Феодора Антиохийского: Говорит: в Селмоне, вместо: в Салиме, где построен храм, от чего и город назывался Иерусалимом. Слова Дидима: Селмон значит: тень участка; итак, поелику цари сии, то есть Апостолы, иудействуя, соблюдали некогда тень закона; то посему они суть участки тени и хотя они имеют духовный участок, но опытны и в тени.

Экумений

внегда разнствит Небесный цари на ней, оснежатся в Селмоне

Тысячью лет он называет, как сказано выше, пребывание Господа на земле, во время которого они жили духовной жизнью и соцарствовали Христу, препятствуя демонам, воздавая почести страданиям и совершая многие чудеса. Не так, что одно лишь соприсутствие с Царем Славы, Христом, означает соцарствование с Ним. Почему и говорится о них у пророка: когда Небесный рассеял царей на сей земле, она забелела, как снег на Селмоне.

Комментарий на Откровение.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

внегда разнствит небесный цари на ней, оснежатся в Селмоне

Пророк продолжает вышереченную мысль о церкви, показывая, что хотя бы она от жестокаго нападения врагов вся покрылась прахом или тьмою, однако паки возвратит свою красоту и будет подобна белизною горе Салмону, которой верхи вечным покрыты снегом. Гора сия хотя сама по себе темна (ибо толкуется тень мрачная), но понеже свыше покрыта снегом, то и представляется бела аки снег.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

внегда разнствит Небесный цари на ней, оснежатся в Селмоне

Разнствит значит рассеять, истребить: когда Бог рассеял и истребил враждебных народу израильскому царей (ханаанских, моавитских), тогда израильтяне будут как снег на Селмоне, т.е. тогда израильтянам, на Селмоне поразившим враждебных царей, достанется столь много добычи, как падают хлопья снегу, оснежатся блестящею добычею. Селмон – лесистая гора вблизи Сихема в горах Ефремовых. Может быть, ст. 14 и 15 заимствован из какой-либо древней поэмы, изображавшей последствия победы из времен Судей, или же сам псалмопевец прошедшее изображает настоящим.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

внегда разнствит Небесный цари на ней, оснежатся в Селмоне

См. Толкование на Пс. 67:12

Прот. Григорий Разумовский

внегда разнствит Небесный цари на ней, оснежатся в Селмоне

См. Толкование на Пс. 67:14