Толкования на Пс. 67:33

Свт. Афанасий Великий

Ст. 33-34 Царства земная, пойте Богу, воспойте Господеви, возшедшему на Небо небесе на востоки: се, даст гласу Своему глас силы

Царства земная, пойте Богу. Показывает, что и все прочие народы вместе с своими царями уверуют во Христа.

Воспойте Господеви, восшедшему на небо небесе. Поелику в предыдущих стихах проповедал о страдании и сошествии Христовом во ад, то проповедует и о восшествии Христовом на небо. А присовокупленное: на востоки — сказано сравнительно. Ибо, как солнце, сокрывшись на западе, восходит на востоке, так и Господь как бы из глубин адовых восшел на небо небесе. Се даст гласу Своему глас силы. Гласом силы называет глас, который воздвигнет всех мертвых, когда воскреснут по Его велению.

Толкование на псалмы.

Свт. Филарет (Дроздов)

Ст. 33-36 Царства земная, пойте Богу, воспойте Господеви, возшедшему на Небо небесе на востоки: се, даст гласу Своему глас силы. Дадите славу Богови: на Израили велелепота Его, и сила Его на облацех. Дивен Бог во святых Своих: Бог Израилев, Той даст силу и державу людем Своим. Благословен Бог

Изобразив чудеса присутствия Божия в Церкви и ее славную судьбу, сопряженную с превознесением Мессии, и заключив пророчество молитвою, Давид прекращает собственную песнь. Он возвращается к тому, с чего начал, и, представив действительнейшие побуждения к прославлению Бога, с новою силою призывает к прославлению Его не одну Израильскую, но Вселенскую Церковь всех мест и времен, так как мысль его занята судьбою ее всеобщей.

«Не твою одну судьбу, о Израиль, я ублажаю, и потому не тебя одного приглашаю к участию в моем славословии. Царства земные! Царства даже языческие! Бог дарует и вам Господа Мессию, убо и вы пойте Богу, бряцайте Господу. Служите не ничтожным божествам, которые вы мните обретать на земле, ниже силам небесным. Но Богу, шествующему в небесах небес, обитающему превыше зримых или постигаемых тварями небес, живущему в небесах небес древних (קדם, см.: Пс.42:2), или еще без сравнения паче самых небес Ветхому деньми, ходящему в небесах небес востока (ибо קדם значит и сие) вечного, незаходимого, производимого присутствием оного несозданного Солнца».

«Се даст Он во гласе Своем глас силы. Если, то есть, возглаголет, то возглаголет гласом сильным. Вы слышите сей крепкий глагол в громах естественных, но се несравненно нуднее услышится он в седми таинственных гласах и громах судеб его (см.: Апок.10:3; Пс.23)».

«Дадите, воспишите силу Богу: и дабы самые неведущие сего Всемогущего Бога могли его узнать, се Его знамение: на Израиле вы узрите Его превознесение, ближайшие следы Его чудодейственного величия; существенная же сила Его превыше облаков».

«Страшен еси, Боже, от святилищ Твоих, каковы Синай и Сион».

«И сей самый Бог, столь чудесно являющийся Израилю, есть единый всеобщий источник силы и крепости для всех народов».

«Но можно ли изобразить сего Бога? Его можно только признавать, любить и благословлять. Благословен Бог!»

Объяснение псалма LXVII.

Блж. Феодорит Кирский

Царства земная пойте Богу, воспойте Господеви

Все живущие во вселенной, говорит Пророк, примите свет Боговедения, и за благодеяние принесите песнопение.

Евфимий Зигабен

Царства земная, пойте Богу, воспойте Господеви

Сии слова служат изъяснением выше сказанных двух речений; потому что в них повелевает и всем, по уверовании во Христа с царями их, петь и воспевать Ему песни и духовные псалмопения.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Царства земная, пойте Богу, воспойте Господеви

См. Толкование на Пс. 67:32

Еп. Ириней (Орда)

Царства земная, пойте Богу, воспойте Господеви

Наконец, псалмопевец требует, чтобы царства, т.е. цари земли, языческие цари и народы признали Бога и прославили Его, величественного, всемогущего, милостивого Защитника Израиля.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Царства земная, пойте Богу, воспойте Господеви

Царства земные! Воспевайте Господа, покровителя Израиля, которому он даст силу и крепость

См. Толкование на Пс. 67:32

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 33–34 Царства земная, пойте Богу, воспойте Господеви, восшедшему на небо небесе на востоки: се, даст гласу Своему глас силы

Под царствами земными разумеются здесь все народы, живущие на земле, с их правителями-царями. Призывая их к прославлению Бога, псалмопевец пророчествует о Христе Спасителе и говорит, во-первых, о Его вознесении на небо, именно, что Ему, Христу Богу, имеющему вознестись превыше всех небес, на небо небесе, должны покориться не только египетские цари и эфиопские вельможи с их народами, а и все народы и царства земные должны познать Бога, уверовать в Него и воздать Ему должную дань хвалы и благодарения как Владычествующему во всем мире и шествующему на небесах небес от века (как читаем в пер. с евр.). Словами «от века» (вместо славянского – на востоки) дает знать, что весь человеческий род от самого начала творения мира находится под властию Божией, и что, при всем необъятном пространстве небес, всемогущая сила Божия, при всех разнообразных кругобращениях и переворотах, чрез столь продолжительное течение веков удерживающая равномерную красоту и порядок в мире, тем самым проявляет величество и славу Божию. Выражение: восшедший на небо небесе на востоки дает еще и ту мысль, что Господь Бог, царствующий на высочайшем из небес, после победы восходит туда, где Его область как Присносущного Света – на востоки. Вместе с тем и тут же псалмопевец дает понять, что Господь Бог всесильным повелением Своим производит гром, который звуком своим сотрясает небо и землю: се, даст гласу Своему глас силы. Гласом силы, по св. Афанасию, назван здесь «глас, который воздвигнет всех мертвых, когда воскреснут по его велению» [3, с. 227]. Блж. Феодорит под гласом силы разумеет глас Божий, при сошествии Святого Духа проявившийся в бурном дыхании (Деян. 2:2, ср. Пс. 28:5) [6, с. 316].

Объяснение священной книги псалмов.