Толкования на Пс. 67:35

Свт. Афанасий Великий

Ст. 35-36 Дадите славу Богови: на Израили велелепота Его, и сила Его на облацех.Дивен Бог во святых Своих: Бог Израилев, Той даст силу и державу людем Своим. Благословен Бог

Дадите славу Богови. Так и Павел говорит: прославите Бога в телесех ваших, и в душах ваших, яже суть Божия (1 Кор. 6,20), потому что справедливость требует во всем прославлять Благодетеля.

На Израили велелепота Его, и сила Его на облацех. Дивен Бог во Святых Своих: Бог Израилев, Той даст силу и державу людем Своим: благословен Бог. Поелику псалом упомянул о втором Его пришествии, в которое воскресит всех мертвых, то открывает нам различные почести, какие возданы будут Святым, также различные чины Святых. И чины означает словами: Израиль, облака, Святые люди, а почести показывает в словах: велелепота, сила, дивное, держава. Сверх же всего этого присовокупляет, что Бог благословен. Ибо ясно, что Святые в тех обителях, то есть небесных, непрестанно будут благословлять Бога, подражая чину горних духов.

Толкование на псалмы.

Свт. Филарет (Дроздов)

Дадите славу Богови: на Израили велелепота Его, и сила Его на облацех

См. Толкование на Пс. 67:33

Блж. Феодорит Кирский

Дадите славу Богови: на Израили велелепота Его, и сила Его на облацех

«Дадите славу Богови». Сие сходно с узаконением Апостола; ибо говорит: «прославите Бога» в теле вашем и в духе вашем, «яже суть Божия» (1Кор.6:20). Воспользовавшись столькими благами, справедливо за все прославлять благодетеля.

«На Израили велелепота Его, и сила Его на облацех». Священные Апостолы, ведя род свой от Израиля, доказали величие Божие теми чудесами, какия они совершали; а после них приявшие дарование учительства, подобно некиим облакам, почерпая дождь из моря всесвятаго Духа, приносят людям орошение.

Евфимий Зигабен

Дадите славу Богови: на Израили велелепота Его, и сила Его на облацех

Дадите славу Богови

Сии слова обращены Давидом к христианам и побуждают их к прославлению Бога, удостоившего их такового человеколюбия.

Слова Афанасия: Воздайте славу Ему не только словами, но и делами согласно с сим: Итак, прославьте Бога в теле вашем и в духе вашем. Тоже сказал и Феодорит, присовокупив к тому и следующее: ибо получившие столько обязаны всем прославлять Благодетеля.

На Израили велелепота Его

На человеке, говорит, зрячем открываются величия Божии, потому что Израиль значит: ум, видящий Бога. Ибо человек ослепленный страстями не может разуметь, какие дела и чудеса произведены Богом для спасения нас. Итак, на Израиле, поставлено вместо: Израилю. Или можно понимать это и иначе, что в церкви верных, видящей Христа умственно (в сей, говорю, церкви) производятся чудеса Божии, и что церковь получила от Бога власть производить чудеса всегда.

Слова Феодорита: Святые Апостолы, будучи родом из Израиля, произведенными ими чудесами показали, сколь велики дела Божии. Евсевия: На истинном Израиле великолепие Его, ибо не все, происшедшие из Израиля, суть Израиль.

И сила Его на облацех

Облаками теперь Давид называет Апостолов, как имевших свойства облаков: и они подобно облакам были выше всего земного и исполнены духовной воды, которую пия из глубин Духа, напаяли ею душевные нивы верных.

Феодорита: Облака суть те, которые после Апостолов получили учительский дар. Ибо, как облака, извлекая дождь из моря всесвятого Духа, они подают людям орошение. Или сила Его на облаках, по мнению Никиты, поставлена вместо (сила) великая, высокая и со всех сторон видимая.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Ст. 35-36 Дадите славу Богови: на Израили велелепота его, и сила его на облацех. Дивен Бог во святых своих: Бог Израилев, той даст силу и державу людем своим. Благословен Бог

Сии слова приспособляет к предидущему изречению: се, даст гласу Своему глас силы. Ибо, собственно говоря, мы ничего не можем дать Богу. Но понеже часто лишаем Его достодолжныя чести, сего ради Пророк, представив Бога сильно гремящаго с небеси, повелевает нам взаимно соответствовать Ему гласом хвалы. Впрочем, дабы народы не погибали от своих рукотворенных и ложных богов, призывает их к учению закона, в котором открыл Себя Бог: аки бы сказал, что от самаго создания мира многие суть пути, по которым люди могут доходить до Бога, не скитаяся далеко. Сюда относится прилагаемое имя Бога Израилева. Притом хощет, дабы люди не токмо языками прославляли Бога, но и купно в вере увещавает: понеже тогда прямо дает славу Богу, когда веруем на Него, и уповаем на покровительство Его. Сего ради, рекши о силе Бога, сущей на облацех, тотчас присовокупляет: дивен Бог во святых Своих. Здесь слово, во святых, не к святым людям относится, ниже к небу и земле, как некоторые толкуют, но к святым селениям Божиим, ибо в Еврейском тексте так изображено: страшен еси, Боже, от святых селений Твоих. То есть, что Бог силу Свою не токмо на небеси являет, но и во храме, которая сила едина довлеет низложить всех врагов. Отсюду видим, что Пророк глаголет здесь о покровительстве церкви Божией, ибо тотчас присовокупляет: Той даст силу и державу людем Своим. А что не сказал, в селении святем, но в селениях святых Своих, то потому, что скиния на три части разделена была, из которых главное место занимал ковчег завета. Пророк предлагает его яко знамение упования, на котором Израильтяне благонадежно утверждаться могли. Аки бы сказал: Бог посреде вас живет, будьте спокойны, опочивая под крилами Бога и смело призывайте Его. Ибо Израильский народ не по другому какому преимуществу безопасно покоился под покровительством Бога, но токмо потому, что милостивым заветом избран был в достояние Божие. Итак, заметить должно, что Пророк страшную или дивную оную силу, о которой немного повыше упомянул, относит здесь к благосостоянию церкви.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

Дадите славу Богови: на Израили велелепота Его, и сила Его на облацех

На облацех – достигает до облаков, есть на земле и на небе.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Дадите славу Богови: на Израили велелепота его, и сила его на облацех

См. Толкование на Пс. 67:32

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 35–36 Дадите славу Богови: на Израили велелепота его, и сила его на облацех. Дивен Бог во святых Своих: Бог Израилев, Той даст силу и державу людем Своим. Благословен Бог

Велелепота – значит: «величие, великолепие». Псалмопевец, созерцая в будущем славу Христа Бога, возбуждает истинных последователей Его к прославлению Его и называет их Израилем, что значит «ум, видящий Бога». Человек необлагодатствованный ослеплен страстями и потому не может видеть и разуметь, какие чудные дела совершены Богом для нашего спасения. А Израилю, т.е. истинному христианину, все величия Божии открыты: на Израили велелепота Его. Дадите, говорит он, т.е. «воздайте», славу Богу, а чтобы и самые неведающие всемогущего Бога могли Его узнать, – вот Его знамение: на Израиле, как древнем, так, в особенности, и новом, вы узрите Его велелепие, Его блистательную красоту, ближайшие следы Его величия, существенная же сила Его превыше облаков: и сила Его на облацех.

«Страшен Ты, Боже, – взывает в заключение псалма вдохновенный певец его, – страшен Ты во святилищах Твоих», каковы Синай и Сион! Пред изображением величия и могущества Бога Израилева, обнаружившихся над народом еврейским и еще более имеющих обнаружиться над всеми царствами вселенной, он сам как бы трепещет и, чувствуя своим глубоко верующим и многообъемлющим сердцем великие милости Божии к Израилю, Его помощь и защиту, громко исповедует: «Бог Израилев – Он дает силу и крепость народу Своему»: Он, чудесно являющийся Израилю, есть Единый всеобщий Источник силы и крепости для всех народов! Да будет же благословен Бог!

«Благословен Благий и Милостивый, Который радуется о нас, если приносим покаяние, и без укора, с радостию приемлет нас по любви Своей. Благословен всем дарующий средства наследовать Царство Небесное: праведникам – добрыми делами, а грешникам – покаянием. Благословен Сотворивший нас по милосердию Своему, Снисшедший спасти нас крестом и паки имеющий прийти, чтобы воскресить нас в великий день пришествия Своего. Сподоби и меня, Благий, по благости Твоей узреть щедроты Твои в день Суда и вместе с праведниками воспевать Тебе хвалу во веки веков» (Псалтирь св. Ефрема Сирина). Аминь.

Объяснение священной книги псалмов.