Толкования на Пс. 67:36

Свт. Афанасий Великий

Дивен Бог во святых своих: Бог Израилев, той даст силу и державу людем своим. Благословен Бог

См. Толкование на Пс. 67:35

Свт. Григорий Палама

Дивен Бог во святых своих: Бог Израилев, той даст силу и державу людем своим. Благословен Бог

Воистину, «Дивен Бог во святых Своих». Потому что когда кто-нибудь обдумает превосходящие естество борения Мучеников, как будучи в немощи плоти, они посрамили сильного во зле, как, как бы не ощущая страдания и раны, они телом боролись с огнем, мечем, с различными и губительными обликами мучений, терпением оказывая сопротивление; и в то время как тела крошились и рвались суставы и дробились кости, они верно соблюдали исповедание Христа здравое и неразоренное и неповрежденное и непоколебимое, вследствие чего им и была благодатно дарована премудрость Духа и гигантская сила; или когда кто представит себе терпение Преподобных, как они, как бы будучи бесплотными, выносили длительные пощения, бдения и иные разновидные злострадания тела, и при том добровольно, в борьбе против лукавых страстей, против различных видов греха, во внутренней и в нас самих сущей невидимой брани против начал, против властей, против духов зла до конца противоставившись им, и внешнего человека истощая и умерщвляя, внутреннего же обновляя и обожествляя, благодаря чему им благодатно были дарованы дар исцеления и действие силами, так что когда кто рассудит и подумает о том: насколько это превосходит наше естество, то удивляется и прославляет Бога, давшего им таковую благодать и силу; ибо хотя они и имели благое произволение, но без Божией силы, не возмогли бы стать выше естества, и сущие в теле – одолеть бесплотного врага.

Посему и Псалмопевец Пророк, говоря: «Дивен Бог во святых Своих», – присовокупляет: «Той даст силу и державу людем Своим». И обдумайте внимательно значение пророческих слов: так, хотя Он и говорит, что Бог даст силу и державу народу Своему, – потому что у Бога нет лицеприятия (и всем Он дарует Свою державную помощь), – но дивен Он только во Святых Своих. Потому что, как солнце свыше щедро всем в равной мере излучает свои лучи, но видят их только имущие глаза и не смыкающие их; имеющие же чистые (незамутненные) глаза наслаждаются сиянием, которое зорко видят вследствие чистоты очей их, что не доступно для тех, у которых, вследствие болезни или омрачения или иного чего, притупилось зрение; – так и Бог свыше доставляет всем изобильную помощь, – ибо Он – неизсякаемо-источающий, спасительный и озаряющий Источник Милости и Добра; – наслаждаются же Его благодатию и силою к соделованию добродетели и достижению совершенства, или даже – к совершению чудес, – не просто все, но лишь те, которые проявили доброе произволение и чрез дела показали любовь к Богу и веру; которые совершенно отстранились от всего дурного, твердо же держались Божиих заповедей, и душевный взор имели устремленным на Самое Солнце Правды – Христа, Который не только невидимо свыше простирает подвизающимся руку помощи, но и чрез Евангелие, увещевая, прямо вслух нам сегодня говорит: «Всякого, кто исповедает о Мне пред людьми, о том исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным» (Мф. 10:32).

Омилия 25, произнесенная в Неделю всех Святых.

Свт. Филарет (Дроздов)

Дивен Бог во святых своих: Бог Израилев, той даст силу и державу людем своим. Благословен Бог

См. Толкование на Пс. 67:33

Блж. Феодорит Кирский

Дивен Бог во святых своих: Бог Израилев, той даст силу и державу людем своим. Благословен Бог

Дивен Бог во святых Своих

И все другие любители добродетели, говорит Пророк, уготовляются песнословить Бога, по слову Господа «да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела: и прославят Отца вашего, иже на небесех» (Мф.5:16).

Бог Израилев, Той даст силу и державу людем Своим

Не просто Пророк упомянул здесь об Иакове, потому что Иаков, убоявшись Исава, а потом сподобившись Богоявления, укрепился и изгнал из сердца страх. Научает же нас слово сие, что Соделавший сильным Иакова и показавший его победителем неприязненных, и новый народ Свой укрепит и соделает непреоборимым и непобедимым.

Благословен Бог

Приличное псалму окончание! Ибо сказание о столь многих благах и надлежало заключить песнопением.

Евфимий Зигабен

Дивен Бог во святых своих: Бог Израилев, той даст силу и державу людем своим. Благословен Бог

Дивен Бог во святых своих, Бог Израилев

Святые только могут, говорит, удивляться Богу, как имеющие способность созерцать, по словам божественного Кирилла, великолепие домостроительства Его и богоприличные дела. Давид везде называет Христа Богом Израиля, чтобы сим показать, что кто благодетельствует новому Израильскому народу, то есть христианам, тот благодетельствовал и древнему народу, так как Бог сих и Бог тех не суть различные Боги, но один и тот же.

Того же Феодорита: Bсе любители добродетели своею доброю жизнью располагают других к прославлению Бога, согласно с следующим убеждением Господа. Так да светит свет ваш пред человеками, чтоб они, видя ваши добрые дела, прославляли Отца вашего, сущего на небесах.

Той даст силу и державу людем своим

Он, то есть, Христос, даст силу новому народу христианскому, силу, чтобы освободился от идольского заблуждения, а державу, чтобы был всегда тверд в непорочной вере во Христа.

Исихий говорит: Бог Израиля есть Христос, ибо о Нем то Исаия говорит: в Teбе Бог есть и (скажут) нет Бога кроме Тебя, ибо Ты Бог наш и мы не знали, Бог Израиля – Спаситель (Ис. 45,14-15), Он то дает силу и крепость людям своим из язычников к отступление от заблуждения и обращению, которые как Его люди от Христа называются христианами (в изд. Своде). Евсевия: Бог Израиля дает силу своему народу, чтоб мог говорить: все могу в укрепляющем меня Христе.

Благословен Бог

Давид оканчивает псалом славословием сказывая: да будет благословен и прославлен Бог, устроивши все выше упомянутые чудеса, создавши и воссоздавший народ христианский и удостоивший Его столь многих и небесных благ.

Таково изъяснение сего псалма в несобственном и высшем значении, и таким образом он относится ко Христу, хотя неразумные иудеи стараются изъяснять его буквально и прилагать его к своим обстоятельствам. Но без сомнения они не могут сделать сего приложения. Впрочем, нужно знать, как они прилагают слова сего псалма к своему состоянию. Они говорят: да восстанет Бог, то есть на помощь плотскому и древнему Израилю. Далее врагами называют они иноплеменников, а равно и ненавидящими и грешниками—их же, как беззаконных; а праведными иудейских праведников и добрых людей. Слова: сотворите путь Восшедшему на запады, по их мнению, сказаны о кивоте, что Дух Святый повелевает приготовить для него путь, а посредством сего кивота Бог имел взойти в западную часть Иерусалима, так как храм, говорят они, имел место с западной стороны, в котором после поставлен быв кивот. Выражение: Бог в месте святом своем, говорят, употреблено вместо: (Бог) в храме, и сей Бог поселит в сем самом храме единомысленных иудеев, то есть верующих в одного и единственного Бога.

Далее говорят, что псалом сей в прочих словах вычисляет то, что случилось при исходе из Египта. Бог, говорят, извел силою своею евреев, которые носили узы в рабстве египетском; их же называют огорчающими, как и мы изъясняли, и живущими в Египте, как во гробах, поелику они там не могли ничего делать по своей воле, как находившиеся в рабстве. Бог исходил пред народом посредством столпа облачного и огненного и проходил с народом по пустыни, когда и земля тряслась от бывшей на горе Синае бури и небеса одождили манну. Дождем вольным называют благоугодный Богу, приготовляющий изобилие плодов. Изнемогло, говорят, достояние их, потому что было сокрушено в Египте; но Бог совершил его, сделав его крепким царством. Животными Божиими называют самих себя, как посвященных Богу.

Ты приготовил, говорят, упомянутые блага нищему народу своему, блуждавшему в пустыне и не имевшему своего места. Благовествующими называют пророков, поелику они благовествовали народу иудейскому, что он разделит добычи врагов и посвятит их совершенству и красоте храма, но сии слова принимаются не собственно, как мы изъяснили. Возлюбленным называют Давида, или Соломона. Слова: если почиете посреди пределов, понимают так: если вы утвердитесь в разделенных вам посредством жребиев местах земли обетованной; то вы так сильно обогатитесь, что даже у той голубицы, которую весьма богатые обыкновенно ставили на крышах своих из гипса в знак величайшего благоденствия, самые крылья, говорю, (сей гипсовой голубицы) будут украшены серебром, а междуплечья, то есть спину ее, будут украшать желтизною золота. Впрочем, мы никогда не слышали, чтобы на доме какого либо еврея стояла такая голубица. Следующие за сим слова, то есть, когда разошлет и проч. понимают так: когда изберет небесный Бог для Иерусалима царей, тогда Иерусалимские народы будут славны.

Горою Божиею называют Сион, горою тучною потому, что она утучняет овец, а горою сыру подобною потому, что животным изобилием пажити своей доставляет молоко. А о словах: Господь вселится до конца, мы сказали, что евреи не могут ничего сказать верного. Колесницею Божиею иудеи называют самих себя; поелику на них почивает Бог; а тьмочисленною потому, что их великое множество. Тысячами из них называют изобилующих богатством, и думают, что в них есть Господь, который был и на Синае с предками их. Они говорят: Ты почитался выше всех и Ты пленил, говорят, плен посредством народа Иудейского, победившего врагов, и принял приношения, а равно принял и не покорявшихся прежде людей, чтобы вселиться в них вместе с народом своим Израилем, работающим ему. Следующие слова ясны. От Господа, говорят, суть пути смерти, Который сокрушит главы иноплеменных и верх волосов человеков, проходящих в согрешениях. Далее Господь, говорят, сказал: обращу, то есть избавлю народ мой от страны Васанской, над которою царствовал исполин Ог, и избавлю его от глубины моря кровей, так как потоки кровей тогда наполнились от поражения войск Оговых, чтоб омочилась нога твоя, еврей, в крови закалаемых и самый язык псов твоих омочился в крови врагов чрез Него – Бога.

За сим, говорят, что видены были шествия Бога, то есть следы ног Его на горе Синайской: ибо взошел, говорит, Моисей и Аарон на гору… и видели место, где стоял Бог Израилев, и подножие Его было сделано, как бы из камня сапфира (Исх. 24,10), а под Святым разумеют небо. Потом, говорят, начальники его шли впереди народа, потому что пели Богу, стоя подле певцов среди молодых жен с тимпанами. Здесь рассказывает и то, что было по переходе Чермного моря, что Тapиам, сестра Аарона, пела первая в хоре молодых жен. А слова: в церквах благословите Бога, не могут изъяснить согласно с своим намерением. Вениамином называют колено Вениамина, которое было моложе других, поскольку и Вениамин был младший сын Иакова; в исступлении – потому, что Вениамиты приходили в исступление и воодушевление во время брани, но сие изъяснение их холодно. Начальники колена Иудова царствовали над евреями; а начальники Завулона и Неффалима упоминаются потому, что они были знаменитейшие Израильские колена, по своим мужественным и добрым делам во время брани. Наконец, говорят: дай заповедь, Боже, Ангелам твоим о нас, ибо Ангелы суть сила Божия, и укрепи, говорят, Ты, устроивший наше царство, если не ради нас, то, по крайней мере, ради знаменитого храма Твоего, так они понимают выражение: от храма Твоего. Цари принесут дары, каков царь Хирам, доставлявший кедровые деревья, а другие – другое, во время Соломона, для строения храма. Зверями тростника называют дикие народы, обитавшие в скрытных и непроходимых местах. Сонм владык их будет в странах подчиненных им народов и сии владыки соберутся, будут исправлять и хранить их, чтобы им был заключен вход к ним, то есть, чтобы народ, искушенный как сребро, посредством чистоты веры освободился. Событие того, что молитвенники (послы) придут из Египта, говорят, было во время Соломона, когда Ефиопия послала царицу свою к нему. Так и следующие слова они стараются соглашать, но обличаются в погрешности. Должно однако же удивляться, как Святый Дух с буквальным и историческим значением соединил духовный смысл и высшее значение в каждом слове, а в некоторых речениях заключил только высший и духовный смысл для обличения пререканий неверных Иудеев.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Дивен Бог во святых своих: Бог Израилев, той даст силу и державу людем своим. Благословен Бог

См. Толкование на Пс. 67:35

Лопухин А.П.

Дивен Бог во святых своих: Бог Израилев, той даст силу и державу людем своим. Благословен Бог

См. Толкование на Пс. 67:32

Прот. Григорий Разумовский

Дивен Бог во святых своих: Бог Израилев, той даст силу и державу людем своим. Благословен Бог

См. Толкование на Пс. 67:35