Толкования на Пс. 68:9

Свт. Афанасий Великий

Чужд бых братии моей и странен сыновом матере моея

Чужд бых бpaтии Моей. Это говорит по причине оставления Своего всеми во время страдания.

Толкование на псалмы.

Блж. Феодорит Кирский

Чужд бых братии моей, и странен сыновом матере моея

Изчисляет поводы к печали, побуждая тем к милости человеколюбиваго Бога, и сперва указал на укоризны злочестивых, а потом на разлучение с родными и близкими, потому что, как пленники и принужденные быть в рабстве, не имели они дозволения жить по сродствам.

Евфимий Зигабен

Чужд бых братии моей и странен (чужестранец) сыновом матере моея

Сии слова и следующие за ними, очевидно, относятся ко Христу, как это будет показано. Некоторые, как то: божественные Кирилл и Афанасий и Евсевий и Дидим усиливаются приложить к тому же Христу и предыдущие слова, так как Он терпел по закону человеческой природы, где братьями Господе называет иудеев; потому что и Христос по человечеству и иудеи имели отцем своим Авраама. Равным образом называет их и сынами матери своей по причине общей Его и их матера— Сарры, потому что и они не приняли Его: пришел, говорит, к своим и свои Его не приняли (Иоан. 1,11); также: не правду ли мы говорим, что Ты самарянин и что бес в Тебе (то же 8,48).

Евсевий говорит, что братьями своими называет учеников своих, согласно с сими словами: возвещу имя Твое братьям моим, которые, оставя Его во время страдания Его, разбежались. Также написано, что и братья Его не веровали в Него. Слова божественного Кирилла: Сей молитвенный голос может употреблять и каждый чтущий Бога и имеющий правую веру. Ибо когда церковь бывает гонима врагами истины и слава Божия находится в поругании и пренебрежении, тогда закон любви к братьям должен прекратиться, расположенность к родству и племенам должна ослабеть, а напротив того более всего должен быть любим один только Бог всех. Феодорит вышесказанные слова прилагает к вавилонским пленникам. Слова Исихия: Чужестранным сделался во время страдания, когда все ученики Его, оставя Его, разбежались. А матерью можешь почитать иудейскую синагогу и все родство по плоти из необрезанных, а сынами ее—отрекшихся от Него и сказывавших о Нем: мы не знаем, откуда Он (Иоан. 9,29).

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Чуждь бых братии моей и странен сыновом матере моея

См. Толкование на Пс. 68:8

Лопухин А.П.

Ст. 9-10 Чуждь бых братии моей и странен сыновом матере моея: яко ревность дому твоего снеде мя, и поношения поносящих ти нападоша на мя

«Чужим стал я для братьев моих» – от Давида сторонилась и его родная семья. Саул подозрительно относился ко всем, входившим в сношения с Давидом и ставил этому препятствия, чтобы лишить его всякой поддержки со стороны. А такую поддержку естественнее всего могла оказать Давиду его семья, которая, из боязни навлечь на себя и на Давида большие бедствия, очевидно, избегала вступать с ним в сношений. Другой причиной бедствий Давида и гонений на него от Саула было благочестие первого и нечестие второго. Давид всегда пользовался благосклонностью еврейских священников, так как они видели, как Давида «снедает ревность по доме» Божием, видели в нем горячее и искреннее благочестие, о проявлениях этого благочестия в данное время не говорит ни этот псалом, ни исторические книги. Вероятно, они выражались в почтении к священническому классу, любви к богослужению при скинии и в возможной при его положении заботливости о благолепии последней. Этим же благочестием не обладал Саул и его приближенные. Они полагались на свою силу и были поборниками грубого ее применения; над благочестием Давида смеялись, а тем смеялись над Богом. Чем в них было меньше веры, тем сильнее они преследовали и ненавидели Давида.

Это необыкновенное благочестие Давида, его «ревность к дому Божию» – скинии – с особенной силой проявилась и в его потомке – Христе, ревновавшем о восстановлении святости Иерусалимского храма изгнанием из него торжников (Ин II:13-17 ст.).

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 9–10 Чужд бых братии моей и странен сыновом матере моея: яко ревность дому Твоего снеде мя, и поношения поносящих Ти нападоша на мя

Здесь Давид говорит о том, что во время преследования его со стороны Саула от него отступили не только друзья, но и ближние родственники, даже родные братья стали для него как чужие. И это произошло от того, что он – верный слуга Божий, что он ревнует о доме Божием, о благолепии богослужения, ревнует против идолопоклонства, против лицемерного жертвоприношения без сердечного раскаяния, вообще имеет ревность о славе Божией. Таких ревнителей поносят нечестивые, поносящие Бога, они для них спица в глазу. Впрочем, слова 10-го стиха, равно как и находящиеся с ними в тесной связи изречения 8-го и 9-го стихов, относятся не столько к Давиду, прообразу Христа, сколько к Самому прообразуемому Господу Иисусу Христу, и пророчески, по объяснению апостола Павла, указывают на те ругательства и поношения, с которыми злословящие Бога относились к Иисусу Христу за ревностное исполнение Им великого дела искупления рода человеческого, а по указанию евангелиста Иоанна (Ин. 2:17), слова 10-го стиха: ревность дому Твоего снеде мя – ученики Христовы поняли как пророчество о ревности Божественного своего Учителя о храме Иерусалимском как доме Отца Его, которую Он дважды обнаружил негодованием на торжников и изгнанием их из храма за причиненное ими бесчестие храму и небрежение о его святыне (Ин. 2:14–22; Мф. 21:12–13). И тогда ученики Его, говорит евангелист, вспомнили, что написано: ревность дому Твоего снеде мя.

Объяснение священной книги псалмов.