Толкования на Пс. 68:11

Свт. Афанасий Великий

И покрых постом душу мою, и бысть в поношение мне

И покрых постом душу мою. Скорбя о будущей погибели душ их, делал Я то и другое. Но те, за кого совершено это Мною, во всякое время и на всяком месте имели Меня в устах своих, понося Меня за те злострадания, какие потерпел Я за них.

Толкование на псалмы.

Блж. Феодорит Кирский

Ст. 11-12 И покрых постом душу мою, и бысть в поношении мне: И положих одеяние мое вретище, и бых им в притчу

Об этом скорблю, и постом изнуряю тело; но и сие обратилось для них в повод к смеху. Сам себя мучу и одевшись во вретище, принимаю на себя печальный вид; но беззаконные и это приняли для себя за повод к осмеянию.

Евфимий Зигабен

И покрых постом душу мою; и бысть в поношение мне

Я, говорит, покрыл и иссушил тело мое четыредесятидневным постом и многими другими, но сей пост обращен для меня в бесчестие и ругательства, потому что диавол по случаю сего поста счел Меня слабым, посему и поносил Меня, как простого человека, а не как Богочеловека; почему и искушал Меня различными способами. В некоторых списках написано вместо: покрыл,—скорчил, смирил (συνεκαμψα)

Слова Божественного Кирилла: Пост препятствует восстанию безумных страстей и покрывает душу, то есть, страсти ее: гнусные пожелания и неразумный гнев. Дидим говорит, что Господь, хотя и редко ходил однако же с учениками своими на пиршества, дабы и там доставлять собравшимся пользу Своим учением, но наедине постился, а особенно при наступлении времени страдания Его, когда по случаю отнятия жениха, постились, как говорить Евсевий, и ученики Его. Посему злонравные иудеи, не видя наедине провождения Им времени в посте, но видя только изредка бывшее Его присутствие на пиршествах, возымели о Нем мнение, что Он любит есть и пить (у Никиты в изд. Своде).

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Ст. 11-12 И покрых постом душу мою, и бысть в поношение мне: и положих одеяние мое вретище, и бых им в притчу

Сими словами доказывает Давид, что он имел чистую и благочестивую ревность к Божией славе, не мудрованию плоти последуя, но кротко смиряяся пред Богом, Котораго поставляет свидетелем печали своея. А сим обстоятельством более увеличивает упорное ожесточение врагов. Часто случается, что люди, защищая славу Божию, более раздражают и ожесточают нечестивых, понеже чрез меру жарко спорят. Но Давид свидетельствует здесь, что он так соразмерял свою ревность, что мог смягчить и самую ожесточенную злобу. А сим обстоятельством показывает, колико был он стеснен от врагов, когда не имел свободы даже и уст отверсть, но принужден был слезами и печалию Божие дело защищать. Сие было знаком великаго постоянства: ибо не отстал от своея ревности, и не отложил добровольнаго онаго плача, которому за благочестие предался. Покрых, глаголет, постом душу мою, и положих одеяние мое вретище. Сии были печальные знаки, употребляемые у Иудеев во время плача. Но когда все сие обращено было в поношение и укоризну, то следует заключить, что враги Давидовы имели диавольскую злобу. Некоторые мнят, что Давид постился и надевал на себя вретище, моляся за врагов, но другие простее толкуют, в вышереченном смысле разумея, что Давид видя состояние дел в крайнем замешательстве, предприял добровольный плач и пост, дабы тем засвидетельствовать, что для него нет ничего горестнее, как видеть и слышать имя Божие порицаемо.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Лопухин А.П.

Ст. 11-13 И покрых постом душу мою, и бысть в поношение мне: и положих одеяние мое вретище, и бых им в притчу. О мне глумляхуся седящии во вратех, и о мне пояху пиющии вино

Сила и обилие бедствий, перенесенных Давидом, не встречала естественного, даже чисто животного сострадания и активного проявления сочувствия среди народа, а вызывала глумление над ним. Когда он налагал на себя особенный пост или одевался во вретище, обычные знаки выражения у евреев переживаемых горестей, над Давидом смеялись. Над ним глумились знатные, судьи («сидящие у ворот») и праздные («пьющие вино»). Неприязненное отношение к Давиду широко распространялось.

Все последующее содержание псалма (14-35 ст.) представляет молитву Давида о своем спасении.

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 11–13 И покрых постом душу мою, и бысть в поношение мне: и положих одеяние мое вретище, и бых им в притчу. О мне глумляхуся седящии во вратех, и о мне пояху пиющии вино

Вретищем называется грубая власяная, в виде мешка одежда (см. объяснение Пс. 29:12). Словами седящии во вратех указывается на тот обычай иудеев и вообще древних восточных народов, по которому судии и старейшины народные собирались к воротам храма или же к воротам городским, где собравшиеся сидя разговаривали о делах судебных и о разных других предметах (Руф. 4:1). Глумляхуся (от слова «глумитися» – значит «болтать, толковать, насмехаться») переводится здесь словом «толкуют». Смысл всей речи, заключающейся в этих стихах и имеющей связь с предыдущими словами, такой: за ревность о славе имени Божия я подвергался, говорит пророк, злословию и поношению. Это причиняло мне скорбь, и я налагал на себя пост, но и это обратилось для них в повод ко смеху, вместо одежды я облекался во вретище – одежду скорби и покаяния, и чрез это стал для них притчею. О мне толкуют сидящие у ворот и поют в песнях пьющие вино. «И в собраниях, – по словам блж. Феодорита, – и на пиршествах разглашают и осмеивают мои бедствия» [6, с. 320]. Все это пророк мог сказать как о себе лично, так и о другом праведнике, по ревности о славе Божией терпящем поношения от нечестивых врагов своих, в особенности же о лице Мессии, Господа Иисуса Христа, враги Которого при всяком случае находили повод к глумлению над Ним, все Его слова и действия стараясь перетолковать в худую сторону.

Объяснение священной книги псалмов.