Толкования на Пс. 68:20

Свт. Афанасий Великий

Ты бо веси поношение мое, и студ мой, и срамоту мою: пред Тобою вси оскорбляющии мя

Ты бо веси поношение Мое. Это подобно сказанному: яко Тебе ради претерпех поношение (Пс. 68:8).

Толкование на псалмы.

Блж. Феодорит Кирский

Ты бо веси поношение мое, и студ мой, и срамоту мою: пред Тобою вси оскорбляющии мя

Ничто делающееся у нас не сокрыто от Тебя; но все Ты видишь, и их укоризны, и мой стыд. Ибо стыжусь и вместе скорблю, будучи укоряем ими.

Евфимий Зигабен

Ты бо веси поношение мое, и студ мой, и срамоту мою: пред Тобою вси оскорбляющии мя

Ты бо веси поношение мое и студ мой и срамоту мою

Ты, говорит, знаешь те поношения и осмеяния, которые делают надо Мною иудеи, называя Меня ядцею и винопийцею, другом мытарей и грешников и беснующимся и богопротивником, каковыми словами, как они думают, причиняют мне стыд и посрамление.

Слова Исихия: Не за Себя Я претерпел сие, но за всю человеческую природу; имея грехи ее, по необходимости переносил и посрамление от них.

Пред Тобою ecи оскорбляющии мя

Иудеи, говорит, оскорбляют меня пред Тобою, всевидящим. Или оскорбители мои находятся пред Тобою, и не могут скрыться от всенаблюдающего Твоего ока. Если же кто спросит, как Христос и столь сильною молитвою к Богу не освободился от искушений, мы будем отвечать ему, что Христос просит, как человек, чтобы не войти в искушение, так как Он заповедал и нам так просить, потому что дух бодр, а плоть немощна. Но поелику страдать было полезно для нашего спасения, то посему Он и принял страдания, предпочитая волю Бога и Отца воле человеческой. Посему помолившись и сказавши прежде: Отче мой, если возможно, пусть минует Меня сия чаша (Матф. 26,39), потом Он сказал: однако не как Я хочу, но как Ты (там же), также: если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее; буди воля Твоя (там же 42).

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Ты бо веси поношение мое, и студ мой, и срамоту мою: пред тобою вси оскорбляющии мя

Понеже большая часть людей, видя нечестивых сильно нападающих, и на подобие потопа повсюду разливающихся, ослабевает духом и мнит, что небо густыми облаками покрыто, и Бог ничего не видит, что делается на земле. Сего ради потребен нам промысл Божий, дабы мы не сомневалися о помощи Его: понеже ни очей своих закрыть не может при бедствиях наших, ни своевольства злых людей без наказания оставить не потерпит. На сие‐то утешение взирает здесь Давид, ободряя себя, что Бога имеет свидетелем и печали своея, и страха, и немощей, и страданий, и что от Судии и Правителя мира ничто не сокрыто. Не всуе повторяет многократно и поносныя слова, упоминая о суде и срамоте своей: понеже при толь тяжких искушениях, которыя и самый крепчайший дух поколебать могли, имел нужду оградить себя твердою стеною. Для людей благородных и великих нет ничего несноснее, как безчестие: но когда оно усугубляется, да еще и непрестанно более умножается, то какая сила потребна нам, чтоб не быть подавленным? Ибо с продолжением времени удобно вкрадывается и отчаяние. Таким образом Давид, дабы не пасть под бременем напастей, утешает себя тем, что все скорби его, коими угнетается, не безизвестны Богу. Поносныя же и язвительныя слова, которыя под именем студа и срамоты разумеет, относятся как ко внешнему виду, так и к внутренней чувствительности его. Ибо как многие язвительно смеялися ему, то не мог он не чувствовать стыда и болезни от таковых насмешек. В том же разуме присовокупляет и следующия слова: пред Тобою вси оскорбляющии мя. Аки бы сказал: Господи, Ты веси, что я подобен овце, окруженной тысящию волков. Ты знаешь и число и лютость их: они пред Тобою не скрыты.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Прот. Григорий Разумовский

Ты бо веси поношение мое, и студ мой, и срамоту мою: пред Тобою вси оскорбляющий мя. Здесь пророк выражает пред Богом причину своей скорби

Я удручен, как бы так говорит он, тяжелою скорбью, но Тебе Господи, известны не только самая скорбь моя, но и причины этой скорби Тебе известно то поношение, которому подвергли меня враги мои, Ты знаешь стыд и посрамление, какие принужден я терпеть от них, и все оскорбляющие меня, враги мои, – все они пред Тобою. Так, если не жаловался, то мог жаловаться на врагов Своих Господь Иисус Христос, Который видел поношения и осмеяния, наносимые Ему со стороны неверующих иудеев, которые называли Его «ядцей и винопийцей, другом мытарей и грешников» (Мф. 11:19), беснующимся (Ин. 8:48) и богопротивником, думая тем причинить Ему студ и срамоту и забывая о том, что все они, со всеми их злобными действиями и словами, находятся пред Богом, под наблюдением Его всевидящего ока. Таково состояние человека, со всех сторон окруженного врагами, наносящими ему оскорбления. Он в этом случае может уподобиться беззащитной овце, на которую среди поля со всех сторон готовы броситься волки и разорвать ее своими зубами. Но Господь Бог, Которого он не перестает призывать в молитве и от Которого ничто не сокрыто, не допустит врагов погубить оскорбляемого ими.

Объяснение священной книги псалмов.