Толкования на Пс. 68:27

Свт. Афанасий Великий

Зане егоже Ты поразил еси, тии погнаша, и к болезни язв моих приложиша

Зане егоже Ты поразил ecи, тии погнаша. Указание причины, почему потерпят они такие бедствия. Подобно же это сказанному: поражу пастыря, и разыдутся овцы (Мф. 26,31). Так, не прияв Того, Кто по благоволению Твоему приял поражение в страдании, сами себя лишили они собственного своего спасения. И к болезни язв Моих приложиша. Говорит это, потому что Христос Сам Себя смирил, они же предали Его смерти.

Толкование на псалмы.

Блж. Феодорит Кирский

Зане егоже Ты поразил еси, тии погнаша, и к болезни язв моих приложиша

То есть, Ты, подвергая меня наказанию за беззаконие, предал им как исполнителям казни, но они обременили большими бедствиями вопреки Твоему повелению, и увеличили болезнь, причиненную мне грехом. В сей жестокости обвиняет их и Бог всяческих. Ибо говорит: «Аз вдах я в руку твою, ты же не дала им милости и старчий ярем отягчила еси зело», и юнаго не помиловала (Ис.47:6).

Евфимий Зигабен

Зане егоже Ты поразил еси, тии погнаша, и к болезни язв моих приложиша

Зане егоже Ты поразил ecи, тии погнаша

Это—поразил, должно принимать за: предал и попустил быть пораженным от иудеев, то есть, Христу. Так и пророк Захария сказал от лица Отца: поражу пастыря, и рассыплются овцы стада (Зах. 13,7), и Исаия: и Господь предал Его за грехи наши (Ис. 53,6). И это составляет особенность еврейского языка, что в нем называется самым делом и действием одно попущение Божие, потому что Бог, попуская, не препятствует, когда бы мог воспрепятствовать. А выражение: погнали, должно принимать за—наказали. Ибо предлог κάτα (в слове καταδιωξαν—погнали) означает усиление и увеличение. Или это: погнали, означает то, что иудеи преследовали меня, доколе не убили.

И к болезни язв моих приложиша

Увеличили, говорит, во мне боль ран моих приложением ругательств и злословий. Ибо не довольно для них было того, что распяли Меня, но и по распятии произносили надо мною ругательные слова: Э! разрушающий храм и в три дня созидающий! Или умножали болезнь Мою клеветою, которою навязывали на Меня то, что будто Я, по погребении Меня, украден учениками Моими, а не воскрес.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Зане егоже ты поразил еси, тии погнаша, и к болезни язв моих приложиша

Продолжает жалобу на врагов, дабы показать, что они весьма достойны толь жестоких казней. Некоторые стих сей толкуют так, аки бы сказал Давид: Господи, враги мои столь безчеловечны, что не довольствуются ранами, налагаемыми мне от Тебя; они еще не укрощаются, но более свирепствуют на беднаго человека, который уже рукою Твоею поражен, и тем увеличивают болезнь и страдание мое. В самом деле, когда человечество повелевает страждущим людям всякую помощь подавать, то кто нападает на них, тот зверское имеет сердце. Но другие основательнее мнят, что Давид нарицает себя пораженным потому, что Бог восхотел его смирить, яко единаго из сынов Своих, на котором и во время самаго наказания напечатлены были некоторые знаки отеческия любви Его. А сие не на всех распростаняется без изъятия, но на одних токмо верных, которых послушание часто искушает Бог различными крестами. Но ежели нечестивые берут отсюду случай к большему своевольству, то не дивно, что Бог их тяжко наказывает. Ибо взирая на таковые примеры, долженствовали они так в себе помыслить: аще в сурове древе сия творят, в сусе что будет? (Лк. 23:31). Но когда они, напротив того, более и более ожесточаются, то отсюду явствует, что из презрения и из ненависти против сынов Божиих вооружаются. Следующия слова: и к болезни язв моих приложиша, означают, что враги Давидовы страдание его до самой высочайшей степени довели.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Лопухин А.П.

Зане егоже ты поразил еси, тии погнаша, и к болезни язв моих приложиша

Все это за то, что они и так тяжелое положение, ниспосланное Давиду Богом, еще более увеличивают своим к нему зложелательным отношением, как бы тем поправляя Бога в Его отношении к Давиду и как бы осуждая Его за пристрастие к своему избраннику.

Прот. Григорий Разумовский

Зане егоже Ты поразил еси, тии погнаша, и к Болезни язв моих приложиша

Словами сего стиха псалмопевец прямо говорит от лица Мессии, Господа Иисуса Христа, Который подобное же изречение другого пророка (Зах. 13:7) о поражении пастыря Сам относит лично к Себе, говоря в Своей последней беседе с учениками: «Вси вы соблазнитеся о Мне в нощь сию: писано бо есть: поражу пастыря, и разыдутся овцы» (Мк. 14:27; Мф. 26:31). Поражение это есть не что иное, как попущение со стороны Бога Отца на предание смерти за грехи всех людей Сына Божия, о Котором предсказывал пророк Исайя (Ис. 53:6): «Господь предаде Его грех ради наших», и о Котором Сам Иисус Христос говорит: «Тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единородного дал есть, да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный» (Ин. 3:16). Того, говорит пророк, которого Ты поразил, они погнали, и боль ран моих увеличили, т.е. они бесчеловечно преследуют, мучат того, кто и так уже наказан Богом, к Божиим поражениям прилагают свои: увеличивают и усиливают болезни и страдания мои язвами разных клевет, насмешек и ругательств. Так толкует этот стих и св. Афанасий Александрийский [3, с. 232].

Объяснение священной книги псалмов.