Толкования на Пс. 68:28

Свт. Афанасий Великий

Приложи беззаконие к беззаконию их, и да не внидут в правду Твою

Приложи беззаконие к беззаконию их. И это говорит, потому что и по распятии и по воскресении клеветали на Него. И да не внидут в правду Твою. Да будут удалены от того блаженства, какое воздано будет праведным.

Толкование на псалмы.

Блж. Феодорит Кирский

Приложи беззаконие к беззаконию их, и да не внидут в правду Твою

Налагаемое за грехи наказание назвал Пророк беззаконием, и как бы говорит: на них, живущих беззаконно, наложи достойное наказание, и да не улучат благ, какия обыкновенно уделяешь праведным.

Евфимий Зигабен

Приложи беззаконие к беззаконию их, и да не внидут в правду Твою

Приложи беззаконие к беззаконию их

Изъяснители Феодорит и Афанасий думают, что беззаконием здесь называет бедствие и наказание, воздаваемое за беззаконие, как мы сказали и прежде в 56-м псалма при изъяснении слов: доколе не пройдет беззаконие. Итак, Господь предсказывает, что Ты, Отец, умножишь наказание и бедствия иудеев за то, что и они во Мне увеличат скорби.

Слова Афанасия: Беззаконием назвал наказание, прося, чтоб они, как беззаконные были наказаны и не получили тех благ, которые Бог обыкновенно раздает праведным. Исидора: Выражение: приложи беззаконие к беззаконию, содержит тоже наименование по приспособлению к имени, а значит следующее: наложи наказание на грех их.

И да не внидут в правду Твою

Не достигнут, говорит, иудеи того состояния, в котором могли бы оправдаться Тобою, Отче, и получить милость, как оправдались и помилованы те, которые услышали призывание: приидите, благословенные Отца Моего (Матф. 25,34). Некоторые под правдою разумеют святое Евангелие; ибо оно есть правда, так как оно призывает всех, приходящих к Нему, как говорит Павел: ибо правда Божия в Нем открывается (Рим. 1,17).

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Приложи беззаконие к беззаконию их, и да не внидут в правду твою

Понеже Еврейское речение авон, здесь положенное, означает не токмо беззаконие, но иногда и вину, сего ради некоторые место сие переводят так: приложи наказание к наказанию их. Но из втораго члена довольно явствует, что Давид о том наипаче молится здесь, дабы Бог, отняв у нечестивых духа Своего, предал их в неискусен ум творити неподобная (Рим. 1:28), и чтоб они никогда не покаялися и оправдания на суде Божием не получили. Итак, слова сии следующим образом толковать должно: да возрастут и да умножатся без конца беззакония их, и Господь да не исправит их, дабы все познали, что они отчуждены от Бога. Сие выражение, понеже свойственно Писанию и часто встречается, не должно казаться нам странно и жестоко; превращать его для избежания нелепости, как делают некоторые, было бы тщетно. Они толкуют, что Бог прилагает грехи ко грехам чрез попущение, и говорят, что сие словоизречение свойственно Еврейскому языку, чего ни един Еврей утвердить не может. Они хотят чрез сие извинить в строгости Бога, но нет никакой нужды в таких извинениях.

Довольно знать, что Бог имеет праведныя причины, когда ослепляет нечестивых; и хотя причины ослепления бывают сокрыты в непроницаемой тайне Божия совета, однако всякаго собственная совесть изобличает в том. А наше дело со благоговением чтить и удивляться Божиим судьбам, превосходящим понятие наше, ибо не без причины сказано: судьбы Твоя бездна многа (Пс. 35:7).

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Лопухин А.П.

Приложи беззаконие к беззаконию их, и да не внидут в правду твою

Приложить «беззаконие к беззаконию» - наложить на них наказание соответственно всей сумме их грехов. - «Да не войдут они в правду Твою» - пусть не получат оправдания от Тебя. Молитва Давида о таком наказании врагов есть молитва к Богу о правосудии, о возмездии врагам соответственно совершенным ими поступкам.

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 28–29 Приложи беззаконие к беззаконию их, и да не внидут в правду Твою. Да потребятся от книги живых, и с праведными да не напишутся

Господь Бог, по словам апостола, «егоже хощет, милует, а егоже хощет, ожесточает» (Рим. 9:18), как, например, ожесточил сердце гонителя евреев фараона (Исх. 10:1), чтобы показать над ним силу Свою, и чтобы проповедано было имя Бога Израилева по всей земле (Исх. 9:16). По судьбам правды Своей, Он попускает нечестивым и беззаконным людям еще глубже пасть в грех и тем как бы «прилагает беззаконие к беззаконию их» (ср. Откр. 22:11), чтобы они ожесточились и сделались неспособными войти в правду Божию, т.е. получить оправдание. В состоянии нравственного ожесточения они сделаются неспособными к раскаянию и воспользоваться милостью прощения и оправдания: да не внидут в правду Твою, – это последняя и самая высшая степень из всех тех бедствий и наказаний, которые призывает пророк на главы беззаконных распинателей Христа. Вместе с лишением надежды на оправдание, ожесточенные и нераскаянные грешники исключаются из числа спасаемых, считаются изглаженными из книги (потребятся от книги живых), лишаются права наследия вечной жизни, уготованного праведникам небесного вечного блаженства: и с праведными не напишутся – с теми, имена которых, по слову Самого Христа Спасителя, «написана суть на небесех» (Лк. 10:20).

Объяснение священной книги псалмов.