Толкования на Пс. 68:31

Прп. Исидор Пелусиот

Ст. 31-32 Восхвалю имя Бога моего с песнию, возвеличу его во хвалении: и угодно будет Богу паче телца юна, роги износяща и пазнокти

Возвеличу Господа во хвалении, и угодно будет Ему паче тельца юна, - воспел Давид, изображая отпадение Иудеев и присвоение Богу язычников. Поскольку, говорит он, народ, которому вверены были жертвы, отвергся Бога, а Бог не услаждается жертвенными кровьми, то буду совершать служение духом, и оно окажется пред Богом более достойным служения жертвенного.

Письма. Книга I.

Блж. Феодорит Кирский

Восхвалю имя Бога моего с песнию, возвеличу Его во хвалении

Не буду не признателен за благодеяния, но песнопениями воздам за милости, показав неведущим величие Его повествованием о благодеяниях.

Евфимий Зигабен

Ст. 31-32 Восхвалю имя Бога моего с песнею; возвеличу Его во хвалении. И (сие) будет угодно Богу паче тельца юна, роги износяща и пазнокти (копыта)

Замечай здесь, читатель, как предпочитает законным жертвам Евангельскую и бессловесной—словесную. То состояние, в котором пробиваются рога и копыта, означает силу, а словом απλας называет копыта; то и другое означает мертвость подзаконного служения, так как рога и копыта мертвы.

Cлова Григория Богослова: Паче многих тысяч тучных овнов, паче всего, чем начальный закон содержал во власти еще младенчествовавшего Израиля, преднаписуя в кровавых жертвах будущую жертву. Божественный Кирилл говорит, что слова сии сказываются от лица Христа. Слова Феодорита: Жертва хваления будет ему угоднее молодого и тучного тельца, вновь начавшего произрастать ему копыта и рога. Афанасия: Здесь благовествуется, что кровавых жертв уже не будут приносить, но более жертвы хваления и духовные. Исихия: хвалою называет славословие, которое приносится Ему всею тварью, прославляющею Его естественными движениями; итак, церковь обещается не только приносить славословие с тварью, но и прославлять песнью, то есть приносить духовное и умственное песнопение, ибо сие-то значит собственно петь о Боге. Красивы слова Евсевия: поелику за грех apxиерeя и сонмища, как написано, приносим был в жертву телец: когда apxиерeй помазанный согрешит, и введет в грех народ, то пусть принесет за грех свой, которым согрешил, в жертву Господу за грех непорочного тельца из скота (Лев. 4,3). Но когда apxиерeи и князья собирались против Господа и возбудили народ требовать Варавву, а не Христа; то за сие сделались виновными во грехе своем, почему здесь и говорит не о другом животном, а о молодом мужеского пола тельце.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Ст. 31-32 Восхвалю имя Бога моего с песнию, возвеличу его во хвалении: и угодно будет Богу паче тельца юна, роги износяща и пазнокти

Давид ободряется духом и, будучи благонадежен о избавлении, воспевает торжественную песнь. Ибо хотя псалом сей сложил по освобождении уже от смертельных страхов, однако нет сомнения, что и в то время, когда еще всего боялся, сии же самыя мысли имел: понеже и тогда с твердою верою на милость Божию надеялся, хотя надежда была еще сокрыта. Впрочем, когда глаголет: возвеличу Бога во хвалении, то не потому глаголет, аки бы хотел нечто придать безпредельной Божией славе, но поелику чрез сие распространяется слава имени Его между людьми. А дабы лучше утвердиться в сем, то научает, что благодарение, которое он воздать Богу располагается, будет угодно Богу на подобие благовонныя жертвы. Ибо нет лучшаго побуждения к приношению благодарения, как когда удостоверены бываем, что сие благочестивое действие приятно Богу, так как Он и другаго воздаяния не требует от нас за вся благая, подаемая нам, кроме прославления имени Своего. Почему весьма неизвинительна неблагодарность тех, которые хвалы Его в молчании или забвении скрывают. Хотя же не оставил Давид в небрежении и внешних жертвоприношений, каковых требовал закон, однако по справедливости предпочел им духовную жертву, яко главное основание всех внешних обрядов. Под именем тельца юна, износяща роги и пазнокти, разумеется телец избраннейший; аки бы сказал Пророк, что нет толь избраннаго и толь драгоценнаго жертвопреношения, которое бы могло быть так угодно Богу, как жертва хвалы и благодарения.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Прот. Григорий Разумовский

Нищь и боляй есмь аз: спасение Твое, Боже, да приимет мя

См. Толкование на Пс. 68:30