Толкования на Пс. 70:4

Свт. Афанасий Великий

Боже мой избави мя из руки грешнаго, из руки законопреступнаго и обидящаго

Боже мой, избави мя от руки грешнаго, из руки законопреступнаго и обидящаго. Грешнаго, т.е. народа иудейского, потому что он был и законопреступный и обидящий; — законопреступный, как осудивший неповинных, — обидящий, как не имевший никакого основательного предлога к их осуждению.

Толкование на псалмы.

Блж. Феодорит Кирский

Боже мой избави мя из руки грешнаго, из руки законопреступнаго и обидящаго

Умоляю Тебя, Владыка, избавить меня от владычества живущих в лукавстве и нечестии.

Евфимий Зигабен

Боже мой, избави мя из руки грешнаго, из руки законопреступного и обидящего

Ибо таковы были господствовавшие над ними.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Боже мой, избави мя из руки грешнаго, из руки законопреступнаго и обидящаго

Здесь хотя полагается единственное число, означающее одного некоего главнаго врага, однако не исключаются и многие другие; ибо вероятно, что целые полки врагов, ежели положить и рядовых воинов в числе их, окружали Давида. Мы негде сказали, коликим пособием служит ко испрошению милости Божией то, когда мы внутренно удостоверены бываем о невинности нашей, – то же самое и здесь повторяет. Ибо тогда свободно можем жаловаться пред Богом, что нас неправедно и беззаконно гонят враги, когда ничем не раздражили их; а потому не можем сомневаться, чтоб Бог невинности нашей не защитил, когда обещал быть покровителем неправедно гонимых.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 4–6 Боже мой, избави мя из руки грешнаго, из руки законопреступнаго и обидящаго: яко Ты еси терпение мое, Господи, Господи, упование мое от юности моея. В тебе утвердихся от утробы, от чрева матере моея Ты еси мой покровитель: о тебе пение мое выну

Здесь псалмопевец молит Господа Бога избавить его из руки, т.е. от власти, грешнаго, или, что то же, нечестивого, отвергшего и веру, и страх Божий, – от власти законопреступнаго, т.е. человека, развращенного в такой степени, что он уже не справляется ни в словах, ни в действиях своих ни с каким законом, для которого закон как бы не существует, который по этому самому не стесняется причинить какую бы то ни было обиду или насилие ближнему (и обидящаго). И эту молитву подтверждает уверением в том, что Господь Бог составляет предмет его терпения (Ты еси терпение мое… Подобные изречения см. в Пс. 24:2–5; Пс. 38:8; Пс. 39:2), непоколебимого ожидания помощи от Бога от самой юности его. Нечто иное, говорит, как надежда на Твою помощь побуждает меня к терпению, Твоею благодатию я приобрел твердую почву, именно в уповании на Тебя я так утвердился, что стал непоколебим в терпении, и это не теперь только, но от самого матернего чрева (от утробы), т.е. от самого рождения своего в Тебе я нахожу опору и укрепление. Я сознаю, что если бы не Твое попечение о мне, я погиб бы и в самом рождении, и в летах детства и юности: от чрева матери моея Ты еси мой покровитель. А потому одного Тебя и воспеваю всегда в своих песнопениях, о Тебе составляю псалмы, о Тебе пение мое выну. Под именем законопреступнаго и обидящаго разумеет как Саула, так и вообще всех гонителей и злоумышляющих на жизнь и честь его.

Объяснение священной книги псалмов.