Толкования на Пс. 71:5

Свт. Афанасий Великий

И пребудет с солнцем, и прежде луны рода родов

И пребудет с солнцем. Во веки, говорит, продлится царство Его. И прежде луны рода родов. Сей, воцарившийся в пришествие Свое над сущими на земле, есть и предвечный Зиждитель всяческих.

Толкование на псалмы.

Блж. Феодорит Кирский

И пребудет с солнцем, и прежде луны рода родов

Совершающий все это, если сказать по апостольски, «ни начала днем, ни животу конца имеет» (Евр. 7:3); потому что рожден от Отца «прежде луны рода родов», то есть, безпредельными некоими родами предваряет бытие твари. Но «и пребудет» с солнцем, то есть, будет иметь всегда продолжающееся бытие. Пророк не говорит, что солнце имеет вечно продолжающееся бытие, но не находя более постояннаго образа, и видя, что солнце так значительно, и что им производятся времена и дни, применил к нему преложение вещей от тмы в свет; потому что и сам Владыка Христос именуется «солнцем правды».

Евфимий Зигабен

И пребудет с солнцем, и прежде луны рода родов

Чтобы показать безначалие и бесконечность Христа, как говорит Феодорит, Давид сравнивает их с великими светилами. Ибо в видимой твари он не находил образов и подобий блистательнейших и более долговременных, нежели солнце и луна—по Феодориту. Пребудет, говорит, с солнцем, то есть, Христос будет, доколе будет солнце. И это свойство писания, что оно выражением: «до» определяет в некотором известном времени, а следующего за сим времени не отвергает, но оставляет оное неопределенным, как это мы скажем и в других псалмах пространнее. И таким образом означается бесконечность Божества Христова. А о безначалии Божества Его говорит, что Христос был прежде бытия луны. Выражение—рода родов поставлено вместо—в расстояния расстояний, то есть, в беспредельные пространства. Ибо родом называет пространство времени, в продолжении которого может жить один род человека, или человек. Иначе под солнцем можем разуметь Божество; ибо что видимое солнце в чувственном, то Бог в умственном, по словам Григория Богослова. С Божеством пребудет и человечество Христово; однажды соединенное с Ним лично, оно никогда не будет отделено от Него, по словам Дидима. Далее, по словам того же Дидима, под луною можешь разуметь церковь христианскую, впереди и пред лицем которой стоит Христос в роды родов, то есть, всегда. А как луна заимствует свет свой от солнца, так, по словам того же, и церковь получает умственный свет свой от Солнца правды—Христа и, просвещая находящихся во тьме неведения, показывает заблуждающим путь.

Слова Феодорита: Кто все это совершает, тот, скажем с апостолом, ни начала дней, ни конца жизни не имеет. Он родился от Отца прежде луны рода родов, то есть, существовал беспредельными родами прежде твари. Он же и пребудет с солнцем, вместо того чтобы сказать; будет иметь продолжительное бытие. Некоторые говорят, что и это говорится о чувственном Соломоне, что он смирит клеветника и любостяжателя, а пребудет с солнцем не Соломон, а слава его, которая, быв приобретена мудростью его, продлится на равнее с солнцем и выше луны, как постоянно изменяющейся. Впрочем главным образом это приличествует Христу, которого царство приростается во веки.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

и будут бояться Тебя, доколе пребудут солнце и луна, в роды родов

Некоторые слова сии относят к Соломону и разумеют так, что главное достоинство царя, желающаго приобресть почтение и страх от подданных своих, состоит в том, ежели он будет воздавать всякому свое, то есть, ежели будет милостив и снисходителен к добрым, а правосуден и строг к злым. Но лучше и приличнее относить место сие к самому Богу; ибо хотя правосудие между людьми дар есть неоцененный, но почтение и страх к Богу несравненно большее заслуживают уважение. Сего ради Пророк не без причины похваляет здесь то любезное и святое правление, которое соединено с благочестием и страхом Божиим. Почему и Павел, повелевая молиться за царей, сию приводит причину: да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте (1Тим. 2:2). Понеже убо зело опасался Давид, да не како, по разрушении государственнаго порядка, разрушится и вера, и самое падет богопочтение: сего ради желает и просит, чтоб Бог, храня царя, сына его, сохранил купно и славу имене Своего. А сим образом и царям напоминает о должности их, и народ поощряет к молитве, показывая, что нет ничего лучше, как всеми силами прилежать к распространению богопочтения. Но ежели ко Христу отнесем сии слова, то увидим, что они несравненно лучше приличествуют Ему, нежели Соломону: понеже не инде где, как токмо в царстве Его основано истинное благочестие. Ибо Давид, распространяя богопочтение за пределы мира, прикровенно означает, что он возносится умом к оному вечному царству, которое обещал Бог Сыну Своему и верующим в Него.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

И пребудет с солнцем, и прежде луны рода родов

Это благодатное состояние будет не временным только, но продолжится вечно, потому что вечен и Царь, подающий эти блага. Пребудет с солнцем, т.е. пока будет солнце, которое, равно как луна и звезды, евреи считали на веки утвержденными.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Ст. 5-7 И пребудет с солнцем, и прежде луны рода родов. Снидет яко дождь на руно, и яко капля каплющая на землю. Возсияет во днех его правда и множество мира, дондеже отимется луна

«Доколе пребудут солнце и луна, в роды родов». Солнце и луна, переживающие поколения людей и всегда неизменные, являются символами прочности, вечности. Пусть царствование этого царя будет вечным и неизменным, как неизменно и вечно светят солнце и луна; пусть начала его царствования (законность, мир и правосудие) нерушимо переходят из поколения в поколение, во все роды. Пусть его царствование будет таким же знаком Божественного благоволения к царю и народу, каким было руно для Гедеона; пусть его царствование будет так же благотворно, как полезен дождь для растительного и животного мира. - «Процветет праведник и будет обилие мира» - пусть его царствование своей преобладающей, господствующей чертою будет иметь правосудие и полноту мира («обилие мира»).

Прот. Григорий Разумовский

И пребудет с солнцем, и прежде луны рода родов

В этом, равно как и в последующих стихах, высокое достоинство царя Израильского, его свойства и благотворительная деятельность изображаются в таких чертах, которые не могут быть приложимы к Соломону, как и вообще к какому-либо царю земному, а потому все изречения этих стихов нужно понимать в пророческом смысле о Мессии, грядущем Спасителе нашем Господе Иисусе Христе. Не кто иной, как Он, пребудет с солнцем, т.е. вечно. Солнце, равно как и луну, и звезды евреи считали навеки утвержденными. Поэтому выражение и пребудет с солнцем означает: во веки продлится царство Его, т.е. Мессии. «Он будет иметь, – говорит блж. Феодорит, – всегда продолжающееся бытие. Пророк не говорит, что солнце имеет вечно продолжающееся бытие, но не находя более постоянного образа и видя, что солнце так значительно и что им производятся времена и дни, применил к нему преложение вещей от тьмы в свет, потому что и Сам Владыка Христос именуется Солнцем правды. Он был и есть прежде луны, прежде всякого рода родов» – это значит, по словам блж. Феодорита, «что Он беспредельными некими родами предваряет бытие твари» [6, с. 336].

Объяснение священной книги псалмов.