Толкования на Пс. 71:9

Свт. Афанасий Великий

Пред ним припадут ефиопляне, и врази его персть полижут

И врази Его персть полижут. До того покорятся Ему враги, что и не подумают о брани с Ним, почему, в переносном смысле изображены падающими на землю и чрез это выражающими свою покорность.

Толкование на псалмы.

Блж. Феодорит Кирский

Ст. 9-10 Пред ним припадут Ефиопляне, и врази Его персть полижут. Царие Фарсийстии и острови дары принесут, царие Аравстии и Сава дары приведут

Фарсисом, и блаженный Исаия и чудный Иезекииль именуют Карфаген, первенствующий город в Ливии. Сава же есть народ ефиопский. А Ливийцы, называемые и Афрами, населяют западныя страны вселенной; Ефиопы же – восточныя и южныя; и Аравитяне – средину суши, а островитяне – средину моря. О всех их сказал Пророк, что припадут пред Ним, воздадут Ему поклонение, как Богу, и принесут дары, как Царю. А враги подпадут клятвам, наложенным на змия: «на персех и чреве ходити будеши, и землю снеси вся дни живота твоего» (Быт.3:14). Враги же Бога и Спасителя нашего суть все лукавые демоны, над которыми даровал власть, повелев «наступати на змию и скорпию» (Лк.10:19). После того, как Пророк упомянул о трех или четырех народах, и прикровенно предызобразил перемену во всех народах, ведет он речь с большею ясностию.

Евфимий Зигабен

Пред ним припадут ефиопляне, и врази его персть полижут

Пред Ним припадут Ефиопляне

Есть два рода Ефиоплян, как мы сказали в 67-м псалме. Иные из них живут на востоке, а другие в концах запада. А если самые дальние племена Eфиоплян поклонятся Христу; то, без coмнения, поклонятся Ему и те народы, которые обитают в средней части земли. Можно под Ефиоплянами разуметь и демонов. Ибо демоны большею частью являются в виде ефиопов по причине темноты и мрачности их. Но касательно чувственных Ефиопов слово – предпадут (на греч.) – должно понимать за слово – поклонятся, где предлог – προ – пред – представляется излишним. А касательно мысленных Ефиопов, или демонов означает – низринутся, смирятся и скончаются.

и врази Его персть полижут

Враги, говорит, Христовы – иудеи – будут закланы. Ибо закалаемые от нестерпимой боли и мучения грызут землю. Или согласно с Кириллом можно понимать, что враги Евангельской проповеди, изменясь, будут лобызать землю святых храмов. Или под врагами должно разуметь демонов, которые благочестивыми будут повергнуты на земь и до того будут попираемы ими, что от невозможности подняться они будут казаться лижущими землю.

Это говорится и о Соломоне, когда царица Ефиопская, побужденная носившеюся славою его, пришла, как говорит Феодорит, к нему. И далеко жившие от него, по слуху о мудрости его приидут к нему и никто не дерзнет противиться ему; но враги его с удовольствием будут лобызать следы ног его. А Кирилл говорит, что есть Eфиопы мысленные, имеющие омраченное сердце и очерненный ум.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

падут пред ним жители пустынь, и враги его будут лизать прах

См. Толкование на Пс. 70:8

Еп. Ириней (Орда)

Ст. 9-10 Пред ним припадут ефиопляне, и врази Его персть полижут. Царие Фарсийстии и острови дары принесут, царие Аравстии и Сава дары приведут

Ибо и самые дикие (Ефиопляне) и враждебнейшие народы преклонятся пред Ним; западные (царие Фарсийстии) и южные (царие Аравстии) цари, цари со всего света принесут Ему дары, поклонятся Ему и подчинятся. Ефиопляне – вместо евр. «жители пустыни»; даже они, самые дикие и непокорные, подчинятся, полижут персть, когда повергнутся на земле пред Царем. Фарсис (Тартесса в Испании, вероятнее, коллективное название всех финикийских колоний в Испании); острови – (прибрежные страны или и острова на западе) название всего запада; Аравия и Сава – весь юг; все названные провинции были очень богаты и потому могли доставить богатые дары. Псалмист ссылается, конечно, на 3 Цар. 5:1; 10 и д. и видит в рассказанном там образы мессианских отношений.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Пред ним припадут ефиопляне, и врази его персть полижут

См. Толкование на Пс. 71:8

Прот. Григорий Разумовский

Пред ним припадут ефиопляне, и врази его персть полижут

См. Толкование на Пс. 71:8