Толкования на Пс. 72:1

Свт. Афанасий Великий

Псалом Асафу

Содержание: В этом псалме пророк изображает неосновательность мнения людей о судах Божиих, потому что они глубоки, неисследимы и исполнены великой непостижимости, и незнающие оснований Божия о каждом домостроительства впадают в нелепые помыслы. Посему, изобразив нам прежде самые помыслы (повод же к ним подавало благополучие людей нечестивых, ибо сказано: се сии грешницы и гобзующии (Пс. 72:12)), учит потом, какой будет конец самих нечестивых, чтобы, ясно зная это, не затруднялись мы видимыми несообразностями того, что бывает в жизни сей.

Коль благ Бог Израилев правым сердцем

Приступая к описанию благоденствия людей, живущих нечестиво, и за сим уготованного им жестокого наказания, предпоставляет ту мысль, что Бог благ для правых, и потому избирающие удел живущих благочестиво должны знать это, что Бог будет благ для одних правых сердцем, а не для тех, которые грешат, поступая худо. Если же нечестивые и благоденствуют по-видимому, то никто не должен этим смущаться, представляя себе то наказание, какое ожидает их в скором последствии.

Толкование на псалмы.

Прав. Иоанн Кронштадтский

Коль благ Бог Израилев правым сердцем

Да, правые сердцем опытно знают Его благость.

Дневник. Том I. 1856.

Блж. Феодорит Кирский

Окончишася песни Давида, сына Иессеева, псалом Асафу

И прежде говорили уже мы, что Асафа иные называли писателем псалмов, а иные певцем и наставником лика певцев; другие же утвеждали, что и сии псалмы изрек Давид, а Асаф написал. Но как угодно кому, так пусть и принимает сие. Ибо никакого вреда не произойдет от сего принимающим так или иначе. А мы, при озарении благодати, объясним смысл сего псалма. Народ, отведенный пленным в Вавилон, погружен был во многия всякаго рода бедствия. Видя же, что Вавилоняне, живя в злочестии и беззаконии, пользуются благоденствием и великим благополучием, а сами они находятся в затруднении и злострадании, Иудеи обратили мысли на Божественный промысл, размышляя и разсуждая, почему злочестивые во всем нимало не испытывают чего-либо скорбнаго, а наслаждаются всяким счастием, носясь попутным ветром. Благодать Всесвятаго Духа, провидя сие издалека, и устрояя служащее на пользу, как пленникам в Вавилоне, так и всем людям, начертала псалом сей, и помыслы их ясно изображая, и предлагая решение на их вопросы. Посему учение псалма пригодно для всех тех, которые так разсуждают, или говорят подобно пленникам в Вавилоне; предлагается же оно в таком виде, как будто бы возвратившиеся из плена пересказывают свои бывшия недоумения о промысле Божием.

Коль благ Бог Израилев правым сердцем

Коль благ Бог Израилев. Речение: «коль» употребил Пророк не сравнительно, но показывая преизбыток благости; сказует же, что великую попечительность прилагает Бог и об Израили.

Правым сердцем. Но знают это не все, а только водящиеся правыми и здравыми помыслами. Так, похвалив правых сердцем, объявляет о буре собственных своих помыслов.

Евфимий Зигабен

Коль благ Бог Израилев правым сердцем

Коль благ Бог Израилев

По словам Феодорита союз: коль (как) означает здесь высшую степень и утверждение: действительно, говорит, и истинно весьма милостив Бог для израильского народа. Ибо посредством рабства и скорбей вразумляет его и приготовляет ему спасение, наказывая его не по ненависти, но по любви и для исправления наказываемых.

Правыми сердцем

Благодетелен, говорит, Бог к израильтянам, но только к тем из них, которые правы по сердцу, то есть, право (здраво) мыслящи: ибо сердцем здесь называет мышление.

Слова Феодорита: Бог имеет великое попечение об Израиле; но не все понимают это, но только те, которые имеют здравый рассудок. Афанасия: Имея намерениe говорить о благоденствии нечестивых, и предопределенном им, по окончании сей жизни, наказании, наперед говорит о том, что Бог благ к правым, чтобы знали избравшие для себя благочестивую часть, что Бог благ к одним только правым по сердцу, а не и к тем, которые производят самые худые дела; почему никто пусть не смущается тем, что они представляются ему счастливыми, но пусть помыслит, что немного спустя их постигнет казнь.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Оскудеша песни Давида, сына Иессeова. Псалом Асафа. Коль благ Бог Израилев правым сердцем

Зде окончашася песни Давида, сына Иессеова. О сих словах различныя происходят между учеными толкования: последний ли сей псалом Давидом сочинен, или последний в книгу внесен при собрании псалмов, из коих следующие, уповательно, после найдены, и присоединены Иоасафом и другими. Сомнения однакож нет, чтоб некоторые и из следующих не были Давидом написаны.

Надписание и содержание:

О сем надписании сказано нечто во псалме 49 (Пс. 49:1). Настоящий псалом содержит увещание к немощным верным, дабы не соблажнялися, видя нечестивых в мире сем благоденствующих и процветающих. Сие увещание весьма полезно и нужно, наипаче когда праведные люди претерпевают гонение, а нечестивые приятным миром и спокойствием наслаждаются.

Сие отрывистое начало достойно замечания. Оно показывает, что Пророк, прежде нежели произнес сии слова, много боролся с противными мыслями, и как храбрый подвижник, часто выходил на сражение, донележе, по многотрудных и долговременных подвигах, одержал совершенную победу и доказал, что Бог к рабам Своим милостив и спасения их верный хранитель. Итак, в словах сих подразумевается скрытная противоположность между превратными воображениями, которыя влагал сатана в мысли его, и между сим свидетельством благочестия, которым здесь подкрепляет себя, как бы проклиная плотския чувства, вложившия ему сомнение о Божием промысле. Отсюду видим, коль сильно сие восклицание: коль благ Бог Израилев правым сердцем! Ибо Давид не с тем выходит на кафедру, чтоб состязаться по-философски или витийственным словом человеческие слухи услаждать, но так, как бы вышед из преисподних, благодарным сердцем исповедует, какую одержал победу. А дабы примером своим и других научить, чтоб не ослабевали в великом и важном подвиге сем, сего ради показывает, что хотя Бог, по-видимому, и небрежет о рабах Своих, однако всегда любит их, и промысл Свой наипаче распространяет на верных. Сия есть причина, чего ради Пророк нарицает Бога Богом Израилевым, и тотчас имя Его относит к людям, имущим правое сердце. Ибо, как многие надменно гордились именем Израиля, так как бы были они самые избранные члены церкви, а в самой вещи не что иное были, как Измаильтяне и Едомляне: сего ради Пророк, желая исключить сих извергов из числа благочестивых сынов Авраамлих, никого не признает истинным Израильтянином, кроме людей чистых и непорочных сердцем, или таких, которые чистым сердцем чтут Бога. Аки бы сказал: когда я проповедую, что Бог есть благ ко Израилю, то не такого Израильтянина разумею, который внешним токмо довольствуяся исповеданием Бога, носит ложное Израиля имя, но разумею духовных сынов Авраама, которые чистым сердцем прилеплены к Богу. Сим пророческим словам соотвествует и оное изречение Христово: се, воистинну Израильтянин, в немже льсти несть (Ин. 1:47).

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

Коль благ Бог Израилев правым сердцем

Псалом этот, как в еврейском, так и в греческом тексте представляющий толковнику некоторые трудности, по содержанию своему родственен с псалмами 36 и 48 и отчасти также с псалмом 39. В нем псалмопевец занимается вопросом, так сильно и часто приводившим в недоумение ветхозаветных праведников: как примирить с благостию и правдою Божиею земное счастие нечестивых и разные бедствия и страдания людей благочестивых? Певец нашего псалма, благочестивый израильтянин, в минуты тяжелых страданий, задавал себе также этот вопрос, возбуждавший в нем тяжелую борьбу лучшего верующего убеждения с сильным сомнением в благости и правде Божией. Он только что пережил эту внутреннюю борьбу и вновь больше, чем когда-либо, укрепился в убеждении, что Бог и тогда благ к Своим верующим, когда по-видимому Он оставляет их; и теперь он изливает свое сердце в нашем псалме, излагая испытанное им и внутренне пережитое в минуты этой борьбы.

По надписанию псалом написан Асафом; внутренние основания, представляемые в доказательство позднейшего его происхождения, а также и в доказательство национального отношения песни (к маккавейским войнам), не имеют убедительности.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Коль благ Бог Израилев правым сердцем

Псалом принадлежит Асафу, современнику Давида. В обстоятельствах жизни этого царя, особенно в истории Авессалома, его быстрого возвышения и падения писатель мог находить материал как для основной мысли содержания псалма, так и для некоторых частных его положений (ст. 3, 4, 6, 19).

Господь благ к чистым сердцем. Я сомневался было в этой истине при виде благоденствия нечестивых, вследствие которого они делаются высокомерными, дерзкими

Представляет введение ко всему содержанию псалма, заключая в себе и тот вывод, к которому автор пришел через свои сомнения и колебания.

Прот. Григорий Разумовский

Коль благ Бог Израилев правым сердцем

Псалом этот, согласно краткой надписи на нем: Псалом Асафу – приписывается, как автору его, некоему Асафу, сыну Варахии, из племени Гирсона Левиина, знаменитому из числа левитов, современных Давиду, – тем, что он был одним из трех начальников хора при Давиде (1 Пар. 6:31, 39–43, 15:17, 19 и др.). Вместе с четырьмя сыновьями своими он начальствовал над четырьмя градами певцов Давидовых, и, играя по наставлению и под руководством самого царя Давида (1 Пар. 25:2), являлся главным распорядителем священной музыки и пения пред ковчегом Завета в Сионской скинии (1 Пар. 16 и след.). Но при этом он был не исполнителем только песнопений (псалмов) Давидовых, но и сам, вместе с Давидом, участвовал в составлении псалмов для церковнобогослужебного употребления. Посему Священное Писание и называет его пророком (2 Пар. 29:30). Певец настоящего псалма, как видно, благочестивый христианин (ст. 1, 13, 28), в минуты тяжких страданий, задается (как и в псалмах 36 и 48) вопросом, так сильно и так часто приводившим в недоумение ветхозаветных праведников: как примирить с благостью и правдою Божией земное счастье нечестивых и разные бедствия и страдания людей благочестивых? При виде того, как часто праведные люди претерпевают гонения и бедствия а нечестивые наслаждаются довольством и спокойствием, душа верующего обуревается сильным сомнением (ст. 2-3) в благости и правде Божией. Но в конце всех своих размышлений и из собственного опыта взятых наблюдений он из святилища Божия получает полное успокоение, придя к тому заключению, что не должно соблазняться видимым счастьем грешников (ст. 14–22, 27) и что полное счастье и истинное благополучие человека заключается в Боге, в теснейшем общении с Ним, выражающемся во всецелом уповании на Него и в хвалебной молитве к Нему (ст. 28).

Коль благ Бог Израилев правым сердцем

Такое восклицание как бы невольно исторгается из уст псалмопевца после того, как он долгое время размышлял о путях правды Божией и много перечувствовал при виде неправды человеческой. В этом восклицании он выразил укрепившееся в нем убеждение в том, что Бог Израиля всегда милостив и благ к искренно верующим, к правым сердцем. Он как бы так говорит здесь: что бы кто ни помышлял и что бы ни говорил, а я всегда скажу: как неизменно добр Господь Бог в отношении к тем, которые правым сердцем веруют и нелицемерно исповедуют Его!

Объяснение священной книги псалмов.