Толкования на Пс. 72:6

Свт. Афанасий Великий

Сего ради удержа я гордыня их до конца: одеяшася неправдою и нечестием своим

Сего ради удержа я гордыня до конца. Поелику наслаждаются они всеми благами и не изведывают никакого зла, то по сему самому без меры предались гордыне, которая соделала их несправедливыми и нечестивыми, так что нечестия их становятся утучнявшими и упитанными.

Толкование на псалмы.

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Сего ради удержа я гордыня их до конца: одеяшася неправдою и нечестием своим

См. Толкование на Пс. 72:03

Блж. Феодорит Кирский

Сего ради удержа я гордыня, их до конца: одеяшася неправдою и нечестием своим

Отсего вдались они в кичливость и надмение, и, не страшась наказаний за прежние грехи, увлеклись в большее беззаконие. Словом: «одеяшася», Пророк изобразил множество неправды, как бы отвсюду их окружающей.

Евфимий Зигабен

Сего ради удержа я гордыня их до конца: одеяшася неправдою и нечестием своим

Сего ради удержа я гордыня их до конца

По той, говорит, причине, что дела их текут как бы по течению реки, потому что все дела их благополучны, совершенно овладела ими гордость.

Овладела ими гордость, ибо, не будучи наказываемы за согрешения, они думают, что они благоугодны Богу, и посему в воздаяние за свою греховную жизнь получают благую участь, или думают, что нет Бога и потому предались большей гордости. Слова Афанасия: Поелику наслаждаются всеми благами, а бедствия не испытывают никакого, то посему весьма умножают свою гордость.

Одеяшася неправдою и нечестием своим

Так, говорит, возгордившись нечестивые и грешные своим благополучием, они оделись в неправду и нечестие свое, как в одежду, где выражение: как в одежду, показывает, что они покрыты были неправдою и нечестием своим кругом и со всех сторон. Давид во многих местах своих псалмов употребляет такое подобие одежды, как-то: да облекутся в стыд и посрамление (Псал. 70,13); также: да облекутся лгущие на меня в посрамление и оденутся как в одежды в стыд свой (Псал. 108,29), и в подобных сим. Из тех же слов открывается еще и то, что нечестивые, будучи благополучны, хвалились и обнаруживали нечестие и неправду свою, как выказывает кто либо носимую им одежду.

Слова Исихия: Чего надлежало бы стыдиться, в том они поставляют свою честь, почему преступление вместо оград и покрова служат им. Прилично совокупил также преступления одно с другим. Ибо люди большею частью падают из гордости в неправду и любостяжательность.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Сего ради удержа я гордыня их до конца: одеяшася неправдою и нечестием своим

Пророк показывает здесь, какой плод производит благополучие в людях нечестивых, а именно, гордость и приумножение беззаконий. Ибо довольство временных вещей употребляют на удовольствие похотей своих и на утеснение немощнейших. Здесь заметить должно оныя слова: удержа я гордыня их. Ибо гордые люди не удерживают гордости, но сами удерживаются гордостию, аки узами некиими: всяк бо творяй грех, раб есть греха (Ин. 8:34). Да и Еврейский текст то же самое гласит: объя их гордыня аки гривна златая: одеяшася аки украшением граблением своим. Сие означает, что нечестивые, будучи в благополучии, не внутрь токмо сердца скрывают грех, как часто делают бедные и убогие люди, но явно беззаконничают, понеже не токмо мыслию и желанием, но и очами, и руками, и ногами, и языком, и словом, и делом грешат.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

Сего ради удержа я гордыня их до конца: одеяшася неправдою и нечестием своим

Поэтому они предаются гордости и совершают страшные несправедливости, источником которых (изыдет) является также их счастие (тук).

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Сего ради удержа я гордыня их до конца: одеяшася неправдою и нечестием своим

Гордость нечестивых и высокомерное отношение к другим людям являются результатом их внешнего преуспевания.

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 6–7 Сего ради удержа я гордыня их до конца: одеяшася неправдою и нечестием своим. Изыдет яко из тука неправда их, преидоша в любовь сердца

Изречениями сих стихов псалмопевец изображает ту гордость и неправду в отношении к ближним, какими обыкновенно преисполнена бывает жизнь нечестивых. Так как они, говорит он, насаждаются всеми благами и не испытывают собственным опытом обычных трудов и бедствий человеческой жизни, по этому самому они предаются гордости и совершают страшные несправедливости. Возгордившись своим благополучием, нечестивые оделись в неправду и нечестие как бы в свою всегдашнюю и привычную одежду, и не только не скрывают своих беззаконных деяний, но и выставляют их напоказ, как носимую одежду. В свою очередь, роскошная и изобильная (тук) жизнь нечестивых является источником всякой неправды и нечестия: изыдет яко от тука неправда их. По словам св. Афанасия Александрийского, из благоденствия проистекает все их нечестие, которое перешло в страстное расположение [3, с, 246], или в любовь сердца. Нечестивые приобретают навык или склонность к неправде в такой степени, что становятся людьми совершенно плотяными, не останавливающимися пред исполнением всякой неправды (поступок Ахава с Навуфеем, см. 3 Цар. 21) и готовыми на удовлетворение всякого похотения сердца. О таком глубоко нравственном падении нечестивых св. апостол Павел говорит так «Предаде их Бог в похотех сердец их в нечистоту… и в страсти безчестия» (Рим. 1:24, 26).

Объяснение священной книги псалмов.