Толкования на Пс. 72:8

Свт. Афанасий Великий

Помыслиша и глаголаша в лукавстве, неправду в высоту глаголаша

Неправду в высоту глаголаша. Означает возрастающую степень лукавства их, так что произносят уже хулу и на самого Бога.

Толкование на псалмы.

Прп. Ефрем Сирин

Помыслиша и глаголаша в лукавстве, неправду в высоту глаголаша

Пророк говорит (1-9): Коль благ Бог Израилев, правым сердцем. Мои же вмале не подвижастеся нозе, вмале не пролияшася стопы моя. Яко возревновах на беззаконныя, мир грешников зря: яко несть восклонения в смерти их, и утверждения в ране их: в трудах человеческих не суть, и с человеки не приимут ран. Сего ради удержа я гордыня их до конца: одеяшася неправдою и нечестием своим. Изыдет яко из тука неправда их: преидоша в любовь сердца. Помыслиша и глаголаша в лукавстве, неправду в высоту глаголаша; положиша на небеси уста своя. Что значит: неправду в высоту глаголаша, и положиша на небеси уста своя? - Пророк выражает сим следующее: поелику делали они зло, и не получали за это наказания своей злобе, то в безумии своем думают, что нет Бога. Ибо говорит Пророк: рече безумен в сердце своем: несть Бог (Пс.52:2).

Творения.

Блж. Феодорит Кирский

Помыслиша и глаголаша в лукавстве, неправду в высоту глаголаша

См. Толкование на Пс. 72:7

Евфимий Зигабен

Домыслиша и глаголаша в лукавстве, неправду в высоту глаголаша

Находящееся в счастии грешники получили сильную расположенность к неправде и навык, так как навыком называется твердая расположенность, или наклонность сердца. И с размышлением и рассуждением они говорили лукавое, а не увлекшись и по незнанию. Они, говорит, говорили на высоту, то есть, против высоты Бога, сказывая, что Он не Бог. Ибо лишать Бога славы и воздавать оную другим, есть неправда. И всякий человек, который говорит что либо недостойное Бога, говорит неправду на высоту. Ибо Божество есть высота, которой нет ничего выше.

Слова Афанасия: Беззаконное, говорит, благоденствие произвело в душах их злой навык. Из чего это видно? Из того, что они говорят зло обдуманно.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Ст. 8-9 Помыслиша и глаголаша в лукавстве, неправду в высоту глаголаша: положиша на небеси уста своя, и язык их прейде по земли

Стих сей в Еврейском тексте читается так: помышляют и глаголют во злобе о угнетении иных: от высоты сердца своего глаголют. То есть: нечестивые люди, забыв себя самих и весь стыд ногами поправ, злодейства своего не скрывают, но явно хвалятся грабежами и хищением. Сие прилично разбойникам, но и те от страха законов укрываются. Сии же исполины, или паче гиганты и циклопы, о которых говорит Пророк, не токмо презирают законы, но и забыв собственную немощь, неистово устремляются на ближних, так как бы не знали различия между добром и злом. Следующия слова: от высоты сердца своего глаголют – означают то же, что языком своим изблевывают хулы на всех. И как гордые люди всех презирают, то и худо отзываются о всех. Сего ради Давид представляет их с высоты глаголющими: понеже с низкими людьми никакого сообщества иметь не хотят. В следующем стихе: положиша на небеси уста своя, и язык их прейде по земли, – показывают, что нечестивые не токмо на людей, но и на Самого Бога хулы свои изблевывают; ибо для них нет ничего священнаго, но и небо и землю власти своей покоряют. Ежели бы кто противоположил им всемогущество Бога, то и оному смело противостоять готовы, а с стороны людей никакого затруднения быть не чают. Таким образом, злоречивый язык никаким препонам не уступает, но свободно преходя всю землю, касается небес. А хотя изречение сие, по-видимому, есть иперболическое, однако ежели разсудим, коль необузданно высокомерие нечестивых, то признаемся, что Пророк глаголет правду, на опыте основанную.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

Помыслиша и глаголаша в лукавстве, неправду в высоту глаголаша

Они измышляют всегда бедствия для ближних, о которых говорят высокомерно. Помыслиша, с евр. над всем издеваются. В высоту, в своей воображаемой высоте; в своем высокомерии.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 8–9 Помыслиша и глаголаша в лукавстве, неправду в высоту глаголаша: положиша на небеси уста своя, и язык их прейде по земли

Продолжая изображение нравственного развращения людей нечестивых псалмопевец говорит, что у них развращено не только сердце, но и все мысли и слова их устремлены на зло и неправду; они не скрывают своих злодейских замыслов, но явно хвалятся грабежами и насилием: помыслиша и глаголаша в лукавстве, т.е. они, пренебрегая законом и как бы не зная различия между добром и злом, действуют по своим ложным и хитрым измышлениям. Проникнутые духом гордости и лукавства, они дерзают со своими высокомерными помыслами и ложными суждениями подниматься на высоту, т.е. лукаво судят о Боге, о предметах высших, Божественных. Неправду в высоту глаголаша – это выражение, по словам св. Афанасия, «означает возрастающую степень лукавства их, так что произносят хулу на Самого Бога» [3, с. 343]. То же выражение можно объяснять и несколько иначе, именно: есть люди, которые имеют обыкновение говорить высокопарно, слово их, по-видимому, так блестяще и необыкновенно, что как будто оно возвещает какие-либо небесные тайны, к ним можно приложить изречение апостола Петра: «Прегордая бо суеты вещающе» (2 Пет. 2:18), и к ним же, собственно, относится слово Сираха: «Есть умудряяйся в словесех, не дана бо бысть ему от Господа благодать, яко всякия премудрости лишен бысть» (Сир. 37:23–24). Говорят совершенную ложь, но с такою бесстыдной смелостью, что как будто они присланы свыше проповедовать истину; это означает псалмопевец словами: неправду в высоту глаголаша. Сии-то люди положиша уста своя на небеса, а их язык преходит по земли. Когда вникнем во внутреннее значение слов их, будем искать мысли, которые скрываются в их надутых выражениях и великолепных речах, тогда увидим, что в слове их нет ничего высокого и небесного, и что оно также привязано к земле и передает земное.

Объяснение священной книги псалмов.