Толкования на Пс. 72:11

Свт. Афанасий Великий

И реша: како уведе Бог? и аще есть разум в Вышнем

И реша: како уведе Бог? Народ Мой из низложения нечестивых извлечет для себя пользу. Упомянутые же выше злочестивцы и беззаконники до того предавались нечестию, что взирающие на жизнь их соблазняются, недоумевают и говорят: назирает ли Бог дела человеческие? Ибо сказано: како уведе? — вместо того, чтобы сказать: почему говорят, что Бог знает дела наши и управляет всем, и как иметь Ему ведение о делах наших?

Толкование на псалмы.

Блж. Феодорит Кирский

И реша: како уведе Бог? и аще есть разум в Вышнем

Симмах перевел яснее: сказали же: как познал Бог? Есть ли познание у Вышняго? То есть, Бог обетовал это; они же разсуждали сами с собой, что Бог и не смотрит, и не видит того, что происходит. Потом, показав этим нечестие их, объявляет собственные свои помыслы.

Евфимий Зигабен

И реша: како уведе Бог? и аще есть разум в Вышнем

И реша: како уведе Бог?

Более малодушные и менее благоразумные в народе, видя такие действия, говорили: как знает это Бог и терпит? Конечно не знает.

И аще есть разум (знание) в Вышнем

Подразумевается слово: исследовали. Знание же—совершающихся явлений.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

И реша: како уведе Бог? и аще есть разум в вышнем

Некоторые толковники слова сии относят к нечестивым, и к их хульным глаголам, коими они поощряют себя ко грехам, но сие не основательно. Ибо Давид изъясняет здесь то же, что в предыдущем стихе сказал, то есть, что и самые верные смущаются мыслями, когда тленное людей нечестивых счастие поражает их очи: понеже состязуются, есть ли в Боге разум или сведение? Не потому однакож, аки бы в самом деле питали в себе таковыя хульныя мысли, как сказали мы выше, но что не могут вдруг себя преодолеть, видя Бога как бы небрегущаго о должности Своей. Известна оная жалоба Иеремии глаголющаго: праведен еси Господи! обаче возглаголют Тебе: что яко путь нечестивых спеется? угобзишася вси творящии беззакония (Иер. 12:1). Отсюду явствует, что и самых благочестивых людей умы колеблются недоумением о промысле, однакоже не совсем падают. Ибо Иеремия наперед глаголет: праведен еси Господи! узду сим образом себе налагая. Итак, разум места сего есть тот, что не одни токмо нечестивые люди, видя в мире различные превраты, дают место слепому счастию, но и самые верные так колеблются, что недоумевают о промысле Бога: но сильною десницею Его удерживаются, дабы в бездне сей не совсем погрязли.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

И реша: како уведе Бог? и аще есть разум в вышнем

И эти лучшие израильтяне приходят к убеждению, что Бог не заботится о людях, о правде и неправде и в доказательство этого указывают на нечестивцев, наслаждающихся счастием.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

И реша: како уведе Бог? и аще есть разум в вышнем

Вслед за ними идет и народ, который доходит до отрицания Промысла Бога на земле

Безнаказанность нечестивых и их внешнее преобладание вызывает подражания среди народа. Последний тоже начинает «пить полной чашей», отдаваться неудержимо своим дурным влечениям, причем доходить до сомнения: «как узнает Бог?» и «есть ли ведение у Вышнего?» т. е., находится ли человек под Божественным воздействием и есть ли справедливость на земле?

Прот. Григорий Разумовский

И реша: како уведе Бог? и аще есть разум в вышнем

См. Толкование на Пс. 72:10