Толкования на Пс. 73:2

Свт. Афанасий Великий

Помяни сонм Твой, егоже стяжал еси исперва, избавил еси жезлом достояния Твоего, гора Сион сия, в нейже вселился еси

Помяни сонм Твой, егоже стяжал ecи исперва, ради Авраама, Исаака и Иакова. Избавил ecи жезлом достояние Твое. Вообще: помяни достояние Твое, которое ты искупил жезлом, то есть достояние, уготованное для царства. Посему и сказано им: вы будете Мне из всех народов род избран, царское священие (1 Петр. 2:9). Гора Сион сия, в нейже вселился еcи, потому что Бог являлся в Божественном храме.

Толкование на псалмы.

Блж. Феодорит Кирский

Помяни сонм Твой, егоже стяжал еси исперва, избавил еси жезлом достояния Твоего, гора Сион сия, в нейже вселился еси

«Помяни сонм Твой, его же стяжал еси исперва». Издревле и от начала назывался Ты нашим Богом, а мы именовались народом Твоим, Владыка.

«Избавил еси жезл достояния Твоего». Твоею воспользовавшись помощию, избавились мы от египетскаго рабства. Достоянием же (κληρονομία) назвал их и блаженный Моисей. Ибо говорит: «и бысть часть Господня, людие Его Иаков, уже наследия» (κληρονομία) «Его Исраиль» (Втор. 32:9). А жезлом Пророк наименовал царский скиптр, как бы так говоря: от начала были мы Твоим уделом, именовались Твоим жребием, к Твоему принадлежали царству. Так и в сорок четвертом псалме царский скиптр назвал жезлом. Ибо сказал: «жезл правости, жезл царствия Твоего» (Пс. 44:7).

«Гора Сион сия, в ней же вселился еси». Освободив же нас от египетскаго рабства, ввел Ты в землю обетованную отцам, и освятил Себе гору Сион, чтобы, как в некоем царском чертоге обитая на ней, править народом Твоим. И сие предсказано было, когда не был еще построен храм в Иерусалиме; потому что после Давида и Асафа создал его Соломон.

Евфимий Зигабен

Помяни сонм Твой, егоже стяжал еси исперва, избавил еси жезлом достояния Твоего, гора Сион сия, в нейже вселился еси

Помяни сонм Твой, егоже стяжал ecи исперва

Как в 13-м псалме сказал, так и здесь говорит: вспомни нас, которые составляем сонм Твой; ибо Ты собрал нас из расточения по местам и тамошнего рабства. Хорошо говорит: Ты стяжал; потому что как стяжания всегда соединены с трудами, так и Бог посредством великих чудес освободил от владычества египтян. Там же присовокупил и выражение: в начале, для различия от собрания из язычников.

Избавил ecи жезл достояния Твоего

Здесь подразумевается прежнее: вспомни; а жезлом называет царство, как и везде жезлом именует скипетр. Вспомни, говорит, нас, которых Ты освободил от бедствий и сделал нас своим царством и наследием.

Гору Сион сию, в ней же вселился ecи

Это говорит потому, что Бог является в божественном храме.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Помяни сонм твой, егоже стяжал еси исперва, избавил еси жезлом достояния твоего, гора Сион сия [жезл достояния твоего, гору Сион сию], в нейже вселился еси

Нарицают себя стяжанием Божиим не по своей заслуге, но по милости усыновления. Употребляя слово: исперва, показывают, что не ныне находятся под владычеством Бога, но суть древнее стяжание Его, суть людие Божии с того самаго времени, как учинил Он нерушимый завет со Авраамом, отцем их. К сему присовокупляет глагол избавления или искупления, которым утверждено было усыновление: ибо не единым словом, но и самым делом Бог удостоверил их в том. Сии благодеяния Божии берут себе в предлог упования и припоминают Богу, яко виновнику оных, дабы не оставил дела Своего, которое толь дорого стоило Ему. Сими також будучи обнадежены, нарицают себя жезлом достояния, то есть, таким стяжанием, которое Бог как бы по разделу получил Себе. Ибо как Израильтяне не токмо вервие, но и жезлы употребляли при размерении и распределении полей, то верные, говоря сие, приспособляют слова к обычаю оному, так как бы Бог сокровенным предназначением благоволения Своего, аки некиим мерилом отделил Израиля пред прочими языками в собственное стяжание Свое. В последнем месте полагают храм, в котором Бог жить обещал, не потому, аки бы там заключено было существо Его, как мы негде о сем сказали, но потому, что был присущ силою благодати Своея, которую ближе сообщал верным. Теперь видим, откуду Израильский народ взял начало молитвы, а именно: от благодатнаго избрания Божия, от обетований и от богослужения, преданнаго ему.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

Помяни сонм Твой, егоже стяжал еси исперва, избавил еси жезлом достояния Твоего, гора Сион сия, в нейже вселился еси

Сонм, егоже стяжал еси; изведением из Египта (бывшем в начальные времена истории евреев – исперва), законодательством на Синае, Израиль, сделавшийся народом самостоятельным, святым, отделенным от язычников, народом Божиим, стал собственностию Божиею, жребием Его из других народов, которым Он предоставил идти своим путем. Жезл – межевая сажень, которою отмеривается участок, потом в переносном значении – отмеренная часть, здесь: наследственный участок. Избавил еси – изведением из Египта.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Помяни сонм твой, егоже стяжал еси исперва, избавил еси жезлом достояния твоего, гора Сион сия, в нейже вселился еси

«Сонм» - собрание людей, народ. «Стяжал» - приобрел. Еврейский народ был приобретен Богом издревле, еще со времени избрания Авраама, которому Он покровительствовал и от которого произвел целый народ. - «Искупил в жезл достояния», точнее «искупил в колено достояния», т. е. Господь сделал еврейский народ своим особым достоянием, поколением людей, которых Он любил и на которых изливал многочисленные милости.

Прот. Григорий Разумовский

Помяни сонм Твой, егоже стяжал еси исперва, избавил еси жезлом достояния Твоего, гора Сион сия, в нейже вселился еси

Сонм значит: «собор, собрание, сходбище». Здесь под сонмом разумеется весь израильский народ, который Господь стяжал, избрал Себе в достояние исперва, т.е. «издревле», еще в лице патриархов Авраама, Исаака и Иакова, и не только избрал, но и усыновил (Втор. 14:1). Изведением из Египта, законодательством на Синае Израиль, сделавшийся народом самостоятельным, народом Божиим, стал собственностью Божией, жребием Его, выделенным из других народов, которых Он предоставил самим себе, идти своим путем… Жезл – «межевая мера, сажень для измерения земли», а в переносном значении – «отмеренная часть, наследственный участок», который Бог стяжал, как бы по разделу получил Себе в достояние. Гора Сион – та самая гора, на которой стоял храм Иерусалимский, считавшийся местом особенного благодатного присутствия Божия. При виде опустошенной Иудеи и разрушенного Иерусалима и Храма, псалмопевец, удрученный тяжкой скорбью, умоляет Бога: зачем Ты так разгневался на нас, Господи? Вспомни милостью Своею по-прежнему народ Свой (сонм Твой), который есть Твое старинное достояние и который Ты избавил от рабства египетского жезлом достояния Твоего, вспомни святую гору Сион, на которой поселился и жительствовал Ты и из которой исходили все милости и благодеяния Твои на нас.

Объяснение священной книги псалмов.