Толкования на Пс. 74:2

Свт. Афанасий Великий

Исповемыся Тебе, Боже, исповемыся Тебе и призовем имя Твое: повем вся чудеса Твоя

Лик Апостольский дает обет, освободившись от гонителей, повидать чудеса Божии.

Толкование на псалмы.

Блж. Феодорит Кирский

Ст. 2-3 Исповемыся Тебе, Боже, исповемыся Тебе и призовем имя Твое: повем вся чудеса Твоя. Егда прииму время, аз правоты возсужду

«Исповемыся Тебе Боже, исповемыся Тебе, и призовем имя Твое». И из сего явствует, что изрекли сие, не улучив еще возвращения; дают же обет песнословить Бога и возвеличиться досточтимым именем Его. Ибо сказанное: «призовем имя Твое», означает; снова будем именоваться Твоим именем, и наречемся народом Твоим.

«Повем вся чудеса Твоя». «Егда прииму время». А Акила и Симмах переводят так: когда будет собрание; то есть, когда возвратимся и будем собираться в Твой священный храм, тогда законно станем и Тебя песнословить, и возвещать благодеяния Твои неведущим. Ибо то время дозволит нам сделать сие, а ныне взываем: «како воспоем песнь Господню на земли чуждей» (Пс.136:4)? Так пророческое слово, научив, что надлежало говорить пленникам в Вавилоне, показывает, как Бог отвещает на данные обеты и говорит;

«Аз правоты возсужду», то есть, по закону воздам справедливость и вам и Вавилонянам.

Евфимий Зигабен

Исповемыся Тебе, Боже, исповемыся Тебе и призовем имя Твое: повем вся чудеса Твоя

Исповемыся Тебе, Боже, исповемыся Тебе и призовем имя Твое

Мы, говорит, иудеи, освободившись от рабства, будем благодарить Тебя, Господи. Повторение речения: исповемыся, выражает напряжении удостоверенив благодарности. При том и имя Твое будем призывать, имя, бывшее в поношении у врагов Твоих. А я думаю, что сии слова относятся к тем, которые имели уверовать во Христа, над которыми наречено имя Христово, почему они и названы христианами.

Слова Евсевия: Соответственно двоякому образу исповедания дважды употреблено речение: исповедываться, из коих одно означает исповедывание во грехах, а другое —благодарность за дарование им благ. Оригена: Поелику никто не может так призывать имя Господне, чтобы мог получить сказанное: всякий, кто призовет имя Господне, спасется, если не отречется прежде от греха и не исповедается в греховных своих действиях: то посему церковь и требует исповедания. Итак, если и мы желаем оказаться в числе призывающих и вместе с ними спастись, то станем обвинять себя во грехе и совершенно оставим его. Исихия: Желая призвать Бога, мы должны приносить Ему двоякое исповедание словами и делами, словами в молитве, а делами в отступлении от того, в чем заключаем мы исповедание и раскаяние. Ибо тогда Бог принимает наше призывание как от очищенных. Феодора: Твоим именем, говорит, будем называться, вместо того, чтоб сказать: будем признавать Тебя Владыкою, благодетелем, заступником, соответственно тому, что мы получили, будучи наказываемы на пользу. Ибо свойственно людям получать наименования от господствующих над ними или благодетелей их, подобно тому, как и мы говорим: это раб, или домашний такого-то.

Повем вся чудеса Твоя

См. Толкование на Пс. 74:3

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Исповемыся тебе, Боже, исповемыся тебе и призовем имя твои: повем вся чудеса твоя

Глас избранных людей Божиих, которые, имея лучшее понятие о Боге, нежели прочие народы, долг свой поставляют в том, чтоб хвалить, благодарить и прославлять Бога. Сего ради глаголют: исповемыся Тебе, Боже, исповемыся Тебе. Повторяют одно и то же дважды, дабы тем показать как усердный жар в пении похвал Божиих, так и убедить Бога к дальнейшему продолжению милостей, а чрез то возиметь случай к новому хвалению чудных дел Его. Кратко рещи, Пророк сими словами разумеет то, что верные справедливую имеют причину благодарить и хвалить Бога, понеже явил им помощь Свою и впредь помогать обещал.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

Исповемыся Тебе, Боже, исповемыся Тебе и призовем имя Твое: повем вся чудеса Твоя

Скоро наступит время, говорит псалмопевец в ст. 2-м, когда мы будем прославлять Тебя за полученную помощь, рассказывать о чудесах избавления нашего.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Исповемыся тебе, Боже, исповемыся тебе и призовем имя твое: повем вся чудеса твоя

Близка Твоя помощь, Господи

Приближение врагов и начало осады Иерусалима было встречено евреями торжественными гимнами в честь Бога, где они «возвещали» Его чудеса в прошлой истории своего народа. Такой же помощи от Бога они ожидали и в настоящей близкой опасности, почему говорили, «что имя Господне близко», что близок день, когда Он чудесно проявит свою помощь над народом.

Прот. Григорий Разумовский

Исповемыся тебе, Боже, исповемыся тебе и призовем имя Твое: повем вся чудеса Твоя

Ассирийский царь Сеннахирим обложил многочисленным войском столицу Иудейского царства Иерусалим и грозил опустошить всю землю иудейскую. Но благочестивый Езекия, царь иудейский, твердо уповая на милость Божию, молился, чтобы Господь явил Свою помощь и избавил его от нападения врагов. Господь внял молитве благочестивого царя и чрез пророка Исайю возвестил, что Господь защитит город Иерусалим от угрожающего ему бедствия и враги отступят от него (4 Цар. 18 и 19 и 2 Пар. 32). Получив такое успокоительное уверение в Божественной помощи, весь народ иудейский, вместе с царем своим, устами псалмопевца выражает намерение возблагодарить и прославить Бога. Сколько раз, как бы так говорят они, мы и отцы наши прогневляли Тебя! Но вот Ты, всеблагий, еще являешь нам милость Свою. И мы теперь не пропустим этого нового случая изъявления нам милости Твоей, чтобы исповедать наши грехи неверия и отступничества от Тебя. Исповедуя пред Тобою грехи наши, мы будем исповедовать Тебя как единого Бога нашего: будем благодарить и прославлять Тебя. Было время, когда мы, по жестокосердию своему, отвергали Тебя, Бога нашего, а теперь мы будем призывать святое имя Твое. Мы уже предвкушаем близкую помощь Твою, и как только она наступит, мы будем прославлять Тебя и рассказывать о чудесах избавления нашего: мы будем проповедовать о всех прежних чудесах Твоих.

Объяснение священной книги псалмов.