Толкования на Пс. 75:12

Свт. Афанасий Великий

Помолитеся и воздадите Господеви Богу нашему: вси, иже окрест Его, принесут дары

Помолитеся и воздадите Господеви Богу нашему. Речь переходить к увещанию. Поскольку на Божественном суде будет сказанное выше; то, пока вы в настоящей жизни, помолитеся Господеви, чтобы вам быть рачителями добрых дел, и не медлите совершить за это воздаяние. Принесут же дары, устрашившись содеянных чудес.

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Помолитеся и воздадите Господеви Богу нашему: вси, иже окрест его, принесут дары

«Помолитесь и воздайте (хвалу) Господу Богу нашему». Так некогда (говорила) блаженная Иудифь. Когда вавилонянин Олоферн со своим войском осадил Иерусалим и закрыл все источники, снабжавшие город водой, и евреи погибали от недостатка воды до такой степени, что готовы были вместе с городом сдаться тому, кто довел их до такой крайности, тогда эта блаженная, выступила с отважною мыслью и твердым решением и воспрепятствовала сдаче города; она отважилась сражаться и воевать с таким войском и, желая отомстить за свой пол и спасти город, с твердой надеждой на Бога отдала свою телесную силу на борьбу с врагом. Тогда-то она говорила священникам и всем верным: «помолитесь и воздайте (хвалу) Господу Богу нашему». Выйдя из города по наступлении вечера, с одной служанкой, с запасом пищи, одобряемой верой (потому что, будучи иудеянкой и удерживаемая законом, она не хотела питаться языческой пищей), она явилась к Олоферну в каче­стве перебежчицы, в чистой одежде и подобающих женских укра­шениях, и пленила иноплеменника страстью к женщине, сохраняя свою чистоту, потому что целомудрие ее не было нарушено. Ночью же, когда весь лагерь был погружен в сон, а Олоферн упился вином до бесчувствия, мужественно вооружившись обоюдоострым его мечом, она обезглавила его; очевидно, Бог подкреплял руку молодой жен­щины. В ту же ночь, когда она совершила подвиг, возвратившись в город победительницей и выбросивши голову его через стену, она возвестила всем иноплеменникам свою победу над ним, так что утром, увидевши своего вождя погибшим от руки одной жен­щины, они, объятые сильным страхом и ужасом, бежали пред евреями, причем исполнилось написанное: «как бы мог один преследовать тысячу и двое прогонять тьму» (Втор.22:30)? Действительно, оказы­вается, что храбрейший Самсон один прогонял тысячи, а мужествен­нейшая Иудифь вместе с своею служанкой обратила в бегство десятки тысяч иноплеменников. Видишь, какое благо – помолиться и воздать Господу Богу нашему?

Если же кто хочет, возлюбленные, и иначе понять этот стих Писания, и скажет, что «помолиться» значит «обещаться», – то и в таком случае это изречение будет полезно. Много раз находим мы в Писании помолиться (τὸ ευζασθαι) в значении «обещаться». Так, премудрость говорит: «лучше тебе не обещать» (μὴ ευζασθαι), «нежели обещать и не исполнить» (Еккл.5:4), то есть, не давать обета Богу лучше, чем, дав обет, обмануть Его. Почему и наставляет: «когда даешь обет Богу, то не медли исполнить его». Ты обещался посвятить Богу твою дочь или сына твоего, выздоравливаю­щего от тяжкой болезни? «Когда даешь обет Богу, то не медли исполнить его». Но как блаженная Анна, будучи прежде бесплодной, дав обет посвятить Богу то, что родится у нее, и исполнивши это, и сама сделалась наследницей вечного благословения, да и сын ее Самуил считается первым и избранным между пророками и настолько почтен Богом, что сопричислен с Моисеем и Аароном: «Моисей и Аарон во священниках Его и Самуил – в призывающих имя Его» (Пс.98:6). Первое благо есть обещаться, то есть дать обет, (второе же) испол­нить его без замедления с чистым и добрым усердием, потому что доброго и «доброхотно дающего любит Бог» (2Кор.9:7).

Слово на изречение: «помолитесь и воздайте хвалу Господу Богу нашему».

Блж. Феодорит Кирский

Ст. 12-13 Помолитеся и воздадите Господеви Богу нашему: вси, иже окрест Его, принесут дары страшному и отемлющему духи князей, страшному паче царей земных

«Помолитеся и воздадите Господеви Богу нашему». Побуждают другь друга, и обещать дары, и исполнить обещания. Ибо стыдно и крайне не признательно, когда все сопредельные народы делают сие по страху, – сподобившимся благодеяния болезновать неблагодарностию. Сие самое и выразил Пророк в присовокупляемом: «Вси иже окрест его принесут дары». «Страшному и отъемлющему духи князей, Страшному паче царей земных». Принесут же дары, будучи устрашены соделанными чудесами, и дознав из самых дел, что Он есть истинно Бог, Который насылает смерть на властелинов и думающих о себе, что царствуют на земле.

Евфимий Зигабен

Помолитеся (принесите молитвенные обеты) и воздадите (их) Господеви, Богу нашему

Когда же это будет так, и никакая погрешность не может скрыться пред Богом; то посему вы—все благочестивые—дайте Богу обещание покаяться и таковое обещание ваше исполните, как обязанность.

Слова Афанасия: Поелику то (о чем упомянуто) будет, говорит, на Божественном суде; то посему доколе находитесь в сей жизни, обещайтесь Господу быть прилежными в добрых делах и сие обещание не умедлите исполнить.

Вси иже окрест Его принесут дары.

Вокруг Бога находятся только те, которые любят Бога и с которыми находится Бог, как и обещался быть, сказывая: Я посреди их (Мф. 18,20), которые все будут приносить Ему в дар добродетели.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Ст. 12-13 Помолитеся и воздадите Господеви Богу нашему: вси, иже окрест его, принесут дары страшному и отъемлющему духи князей, страшному паче царей земных

Святый Пророк заключает псалом, увещавая, верных людей к молению и воздаванию обетов, да тако возмогут умилостивить Бога, страшнаго не токмо простым людям, но даже и самым царям и князьям. Помолитеся, глаголет, и воздадите, сиречь молитеся и просите милости Божией: обещайте Богови жертвы и дары благоприятны, и не токмо обещайте, но и купно воздадите обещанное; а наипаче вы, иже окрест Его, вы, которые предстоите олтарю Владычню, и обычныя приносите жертвы, обещайте, и воздадите Господеви Богу нашему, Богу истинному, Который зело страшен есть по суду Своему и ни от кого поруган быть не может. Страшен, глаголю, не одним токмо простым и частным людям, но и самым царям и князьям земным, у коих Он и жизнь отнять может, когда только восхощет. В сем бо наипаче является страшная сила Божия, что Он и самых великомощных царей и князей, по воле Своей, в единое мгновение ока может смерти предать. Оныя слова: отъемлющему духи князей – некоторые разумеют о духе гордости, толкуя так: смиряющему гордыню князей. Но наше толкование утверждается во псалме 103, где сказано: отымеши дух их, и исчезнут, и в персть свою возвратятся.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

Ст. 12-13 Помолитеся и воздадите Господеви Богу нашему: вси, иже окрест Его, принесут дары страшному и отемлющему духи князей, страшному паче царей земных

В заключение псалмопевец возбуждает Израильтян принести своему Богу, так страшно показавшему Себя, благодарственные жертвы, а окружающие языческие народы – дары почтения и покорности.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Помолитеся и воздадите Господеви Богу нашему: вси, иже окрест его, принесут дары

Да воздадут Ему поклонение все народы

«Все, которые вокруг Него» - разумеются языческие народы, живущие вокруг Палестины. Возрастающее военное могущество Ассирии и самостоятельность этих народов являлись постоянной угрозой, а потому гибель под стенами Иерусалима военной силы Ассирии должна внести успокоение в них и наполнить их чувством благоговейной благодарности пред Богом еврейским.

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 12–13 Помолитеся и воздадите Господеви Богу нашему: вси, иже окрест Его, принесут дары страшному и отъемлющему духи князей, страшному паче царей земных

Изложив величие грозного суда Божия над врагами его и вообще над всеми нечестивыми, восстающими против народа Божия, псалмопевец призывает верных израильтян принести благодарственные молитвы Богу. Таковые молитвы в ветхозаветной Церкви состояли из произнесения обетов (vovere votum) и затем обязательного исполнения, или воздаяния, тех обетов (Чис. 30:3; Втор. 23:21). Обеты сии состояли из жертвоприношений и даров Господу, приносимых ко храму, или жертвеннику Господию (Втор. 23:23; Мф. 5:23–24). К произнесению или воздаянию таких обетов и возбуждает здесь псалмопевец благочестивых израильтян (как и в Пс. 49:14), чтобы показать им, как могут они умилостивить Бога, страшного не только простым людям, но и самым князьям и даже царям земным. Помолитеся, говорит, и воздадите, т.е. молитесь, благодарите и вновь просите милости у Бога, особенно же вы, которые предстоите алтарю Господню, – вси, иже окрест Его – «делайте и воздавайте обет Господу Богу вашему» (по пер. с евр.), Богу Истинному, Который страшен не только простым и частным людям, но и самым царям и князьям земным, и у которых Он может отнять и отъемлет жизнь, когда только захочет, как это же самое выражено и в Пс. 103:29.

Кроме исторического и буквального понимания сего псалма, некоторые св. отцы и толковники понимают и объясняют его в высшем духовном смысле, на каковый мы отчасти и указывали при своем объяснении текста псаломских изречений (см. объяснение ст. 2-3, 6). А в стихах 9-10 те же отцы (св. Афанасий и блж. Феодорит) видят пророческий намек на будущий всемирный Суд и думают, что словами, выраженными, по обычаю пророческому, в прошедшем времени: с небесе слышах сотворил еси суд и внегда востати на суд Богу, спасти вся кроткия земли, – псалмопевец, воодушевленный пророческим духом, говорит о будущем Суде: Ты, Господи, приговором, изреченным с небес против ассириян, дал мне понять, что сей Суд Твой, чрез богодухновенные Писания Твои, Ты сделал известным всем людям для того, чтобы наказываемые Тобою не могли сказать в оправдание свое, что они не знали о нем. Землею назвал людей и в частности каждого человека, в соответствие тому приговору Божественному: «земля еси, и в землю отыдеши» (Быт. 3:19) [3, с. 257; 6, с. 362]. Земля убояся и умолча, т.е. все живущие на земле, по открытии всемирного Суда Божия, внегда востати на суд Богу убоятся и умолкнут, «издыхающе от страха и чаяния грядущих на вселенную» (Лк. 21:26), – когда, по долговременном терпении и ожидании покаяния грешников, Господь Бог востанет наконец «и сядет на престоле Своем» (Мф. 25:31), чтобы «судити всей вселенней и спасти вся кроткия земли». В этом и состоит цель всемирного Суда Божия, чтобы спасти кротких, т.е. праведников, и подвергнуть заслуженному наказанию нечестивых и всех грешников. Священное Писание благочестивых и праведных людей называет кроткими и противопоставляет их нечестивым, которые здесь (ст. 6 и 9) названы неразумными сердцем, мужами богатства и землею (т.е. привязанными к земле); потому что кроткие беспрекословно повинуются воле Божией и, терпеливо переносят гонения, которым подвергаются со стороны нечестивых.

Духом кротости они уподобляются ученикам и всем последователям Господа Иисуса Христа, Который в отношении к людям был как «агнец незлобивый, не отверзающий уст пред стерегущими Его». И когда все кроткие, т.е. праведники получат спасение, тогда, помышляя о том, от каких зол они избавлены и каких бесценных благ вечных сподобились, они будут непрестанно прославлять Бога (помышление человеческое исповестся Тебе), так что и самая малейшая часть их помыслов будет посвящено, не иному чему, как торжественному воспоминанию великих благодеяний Божиих: и останок помышления празднует Ти.

Объяснение священной книги псалмов.