Толкования на Пс. 75:13

Свт. Афанасий Великий

Страшному и отъемлющему духи князей. Обещайтесь, говорит, делать добро, зная, что вам, когда будете там, должно как бы в дар Богу принести дела свои. Бог же столько страшен, что и у тех, которые были прежде князьями, но стали лукавы, отъимет дух; потому что в оном Божественном и страшном судилище у каждого из согрешивших опять будет Дух, данный ему в крещении. И в этом-то смысле сказал Господь: растешет раба лукавого пришедши господин его, и часть его с неверными положит (Лк. 12,46).

Толкование на псалмы.

Блж. Феодорит Кирский

страшному и отемлющему духи князей, страшному паче царей земных.

См. Толкование на Пс. 75:12

Евфимий Зигабен

Страшному и отъемлющему духи князей, страшному паче царей земных.

Бог, говорит, столь страшен, что повелением своим отделяет души князей от тела их, иначе сказать, что Он умерщвляет князей. Он же стал страшен и для Фараона, и Сеннахерима и всех других царей, которые слышали о наказаниях, произведенных Им над Египтом и об истреблении ассириан.

Кирилл, согласно с Евсевием, говорит: Будет время, когда все, окружающие Его, покланяясь сидящему на престоле славы своей, принесут в дар свои плоды. А стоя около Бога, праведники не местно, но всегда находясь около Бога, составляя как бы лик, близ и вокруг предстоя Ему, так что средины между ними не занимает и не разделяет их, как стена, никакой грех, они-то и могут приносить Ему плоды. А те, которые далеко находятся от Господа, как недостойные окружать Его престол, не могут приносить дара страшному Судии, так что, по словам Афанасия, хотя они прежде и получили начатки Божественного Духа, но не вели жизнь достойно сей благодати, и были злы, Дух отнимается у них. Ибо в Божественное оное пришествие (на суд) за грехи у каждого отнимется Дух, данный чрез крещение, и чрез сие отнятие преданы будут наказанию. И это выражают слова Господа: Когда придет господин злого раба сего, то рассечет его пополам и предаст его одной участи с неверными. И по словам Божеств. Василия: Дух ныне по-видимому находится в тех, которые запечатлены однажды, ожидая спасения от обращения их; а тогда от всей, осквернившей благодать Его, души совершенно будет отделен; потому и в аде нет исповедывающегося, потому что не будет более помощи от Духа. Слова Феодорита: Принесут дары, устрашась произведенных чудес и познав из дел, что Он есть истинный Бог, который и на сильных и на предполагавших царствовать на земле посылает смерть. Слова Дидима: Потопил даря Фараона; отгнал от людей Навуходоносора, отняв у него ум, так что он стал жить со зверями; отнял Духа у Саула: и Дух Господа отступил, говорит, от Саула; и давил его дух злой от Господа (1Цар. 16,18), то есть посланный от Господа по праведному суду. И не погрешишь, если будешь это разуметь и об учителях церкви. Ибо Павел сказал в начале к пресвитерам Мелитским: будьте внимательны к себе и ко всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас епископами, и в последствии говорит, и от вас самих восстанут, которые будут говорить превратно, то есть на Божественного Духа, потому что страшный Судия отнимет Его у них (Деян. 20,28).

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

страшному и отъемлющему духи князей, страшному паче царей земных

См. Толкование на Пс. 75:12

Еп. Ириней (Орда)

страшному и отемлющему духи князей, страшному паче царей земных

См. Толкование на Пс. 75:12

Прот. Григорий Разумовский

страшному и отемлющему духи князей, страшному паче царей земных

См. Толкование на Пс. 75:12

<10>]