Толкования на Пс. 76:3

Свт. Афанасий Великий

Ст. 3-4 В день скорби моея Бога взысках рукама моима, нощию пред Ним, и не прельщен бых: отвержеся утешитися душа моя. Помянух Бога и возвеселихся, поглумляхся, и малодушствоваше дух мой

В день скорби моея Бога взысках рукама моима, нощию пред Ним, и не прельщен бых. Такая, говорит, скорбь объяла душу мою, что не только днем совершал я моления, но самое нощное время проводил в молитвах. Впрочем, поступая так, не напрасно прилагал старание и не вотще трудился; это и значит сказанное: не прельщен бых.

Отвержеся утешитися душа моя: помянух Бога и возвеселихся. Не принял я никакого утешения от людей; единое же памятование о Боге было весельем сердцу моему. Поглумляхся, и малодушествоваше дух мой. Когда пользовался я человеческими рассуждениями (ибо это значить: поглумляхся), тогда впадал я в легкомыслие.

Толкование на псалмы.

Прп. Исидор Пелусиот

Ст. 3-4 В день скорби моея Бога взысках рукама моима, нощию пред ним, и не прельщен бых: отвержеся утешитися душа моя. Помянух Бога и возвеселихся, поглумляхся, и малодушствоваше дух мой

Душу, погруженную в печаль, ничто не может так возвеселить, как памятование о Боге. И вот значение того, что желалось тебе узнать: отвержеся утешитися душа моя, помянух Бога и возвеселихся. Как страдание кровоточивой, которого не могли прекратить и исцелить врачи, отнято было в одно мгновение: жена прикоснулась, Господь потерпел сие, и болезнь бежала, - так и печаль человеческая, отвергающая всякое утешение, не уступающая никакой отраде, от одного памятования о Боге легко проходит и обращается в ничто.

Письма. Книга II.

Блж. Феодорит Кирский

Ст. 3-4 В день скорби моея Бога взысках рукама моима, нощию пред Ним, и не прельщен бых: отвержеся утешитися душа моя. Помянух Бога и возвеселихся, поглумляхся, и малодушствоваше дух мой

«В день скорби моея Бога взысках». Пораженный страданиями, тщательно взыскал я божественной помощи. Ибо слово: взысках дает разуметь усердную молитву. Потом показывает образ молитвы.

«Рукама моима: нощию пред Ним, и не прельщен бых». А Симмах перевел так; рука моя ночью была простерта непрестанно. Проводя ночь в безмолвии, простирал я руки, умоляя о человеколюбии, и не обманулся в надежде. Ибо сие значат слова: «не прельщен бых», то есть, не напрасно пребывал во бдении, но пожал плод молитвы.

«Отвержеся утешитися душа моя». «Помянух Бога и возвеселихся». Отринул я всякой предлог к утешению, и единственным услаждением для себя имел памятование о Боге.

«Поглумляхся, и малодушествоваше дух мой». А Симмах перевел так: разсуждал я сам с собою, и впадал в изнеможение. Часто беседуя сам с собою, и размышляя о постигших меня бедствиях, отчаявался я в освобождении от них, и мучительно язвили меня стрелы уныния.

Евфимий Зигабен

В день скорби моея Бога взысках рукама моима, нощию пред Ним, и не прельщен бых: отвержеся утешитися душа моя

В день скорби моея Бога взысках

Речение: взысках, выражает прилежное, усильное искание: я, говорит, искал Тебя, Господи, всем сердцем моим, чтобы Ты помог и утешил меня в скорби моей.

Слова Афанасия: Такая, говорит, скорбь окружила душу мою, что не только в продолжении дня занимаюсь молитвами, но и ночное время провожу в том же занятии.

Рукама моима, нощию пред Ним, и не прельщен бых

И здесь подразумевается общий глагол: взыскал. Как же искать Бога? Руками, говорит, то есть, когда кто простирает руки свои в молитве, по словам Симмаха, притом в ночное время, когда т. е., по словам Феодорита, бывает тишина и свобода. Далее: пред Богом, т. е. пред тем, Который видит все. Некоторые под руками разумеют действия, под ночью - скрытность от людей, то есть, я взыскал Бога посредством добродетельных действий и скрытно, - так что не приметил сего ни один человек. Посему взыскав Бога таким образом, в надежде, что найду Его помощником себе, я не обманулся надеждою моею, и, по словам Афанасия, не напрасно трудился, т. е. не лишился желаемаго, но получил Его, как плод молитвы, по словам Феодорита. Слова сии приличны и народу иудейскому на время возвращения его из Вавилона в Иepyсалим, и каждому христианину избавленному от опасностей.

Некоторые прилагают сии слова Давида к осязанию Фомы: осязав рукою бок Спасителя, он не обманулся, но удостоверился, что Он есть Господь и Бог его, и не кто другой.

Некто (другой) говорит: Многие во время постигающих их скорбей, будучи омрачаемы скорбями, даже не молятся, тогда как напротив того в сие-то время и надлежало бы возсылать молитву. Ты увидишь, что и провожающие своих покойников ленятся возсылать молитву Богу, как будто потому, что тогда не время молиться. Найдешь также, что другие потеряли имущество, угнетены печалью и не радят идти на молитву; между тем как праведный усиливает свою молитву во время скорби. Итак можно сказать что это доблесть во время приключения скорби, наипаче тогда искать Бога и искать руками, то есть действиями.

Отвержеся утешитися дух мой

Отреклась, говорит, иначе отчаялась душа моя и не приняла утешения от людей; потому, что скорбь моя была чрезмерна и весьма тяжка и выше всякого человеческого утешения.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

В день скорби моея Бога взысках рукама моима, нощию пред ним, и не прельщен бых: отвержеся утешитися душа моя

См. Толкование на Пс. 76:2

Еп. Ириней (Орда)

В день скорби моея Бога взысках рукама моима, нощию пред Ним, и не прельщен бых: отвержеся утешитися душа моя

Целые ночи во времена бедствий я воздевал с молитвою руки к Богу, и это никогда не было напрасно.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

В день скорби моея Бога взысках рукама моима, нощию пред ним, и не прельщен бых: отвержеся утешитися душа моя

«Рука моя простерта ночью, и не опускается». - молитвенное положение с воздеванием рук к Богу. Эта молитва постоянна («рука не опускается»). - «Душа моя отказывается от утешения» означает, что автор или подавлен настолько горем, что ничто не может оторвать его внимания в другою сторону, или что автор, при самом внимательном наблюдении хода событий, нигде не видит ничего отрадного, никакого проблеска на лучшее будущее (сл. 11 ст.).

Прот. Григорий Разумовский

В день скорби моея Бога взысках рукама моима, нощию пред ним, и не прельщен бых: отвержеся утешитися душа моя

См. Толкование на Пс. 76:2