Толкования на Пс. 76:14

Свт. Афанасий Великий

Боже, во святем путь Твой: кто Бог велий, яко Бог наш

Боже, во святем путь Твой. Под словом «святый» разумеет или освященный лик Апостолов, чрез которых совершал необычайные Божественные знамения, или то, что не может никто прийти к Отцу, как только чрез Христа, Который поистине свят, как Бог. Кто Бог велий яко Бог наш? Всех превосходишь Ты, Владыко; потому что Ты один творишь чудеса, какие угодно Тебе.

Толкование на псалмы.

Блж. Феодорит Кирский

Ст. 14-16 Боже, во святем путь Твой: кто Бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог творяй чудеса: сказал еси в людех силу Твою, избавил еси мышцею Твоею люди Твоя, сыны Иаковли и Иосифовы

«Боже во святем путь Твой». Симмах же перевел так: Боже во святыне путь Твой; а Акила: в освященном. Ты Свят, говорит Пророк, Ты и во Святем почиваешь, и в сих обитаешь и ходишь.

«Кто Бог велий, яко Бог наш?» «Ты еси Бог творяй чудеса» един. Всех превосходишь Владыка; потому что Один творишь чудеса, какия Тебе угодно.

«Сказал еси в людех силу Твою». «Избавил еси мышцею Твоею люди Твоя, сыны, Иаковли и Иосифовы». Всем людям явил Ты державу Твою, освободив от рабства египетскаго народ, наименованный Твоим. Хотя праотцем имел он Иакова, но соделался славным по родству с Иосифом.

Евфимий Зигабен

Боже, во святем путь Твой: кто Бог велий, яко Бог наш

Боже, во святем путь Твой

Святым называет или небо, как чистое и ясное, в котором представляется живущим Бог, или гору Синай, как посвященную Богу, на которую Он снисходил, или Иерусалимский храм, в котором обитая (Бог) разговаривал оттуда с достойными. Симмах вместо: во святом, перевел: во святыни, и сим подает нам мысль такую, что каждое действие Божие есть святое и чистое, хотя посылаемыя на нас наказания от Бога и представляются нам тягостными, потому что причиняют телу болезни.

Кто бог велий, яко Бог наш

Поелику Давид дал прежде обет воспоминать о чудесах Божиих; то посему здесь прежде всего воспоминает о Боге и говорит: какой бог у других народов, то есть столь велик, многомощный и многодейственный, как Бог наш? Без сомнения никакой.

Толковая Псалтирь.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Боже, во святем путь твой: кто Бог велий, яко Бог наш

Речение во святем должно относить здесь к небу и разуметь так, что пути Господни превыше мира возносятся и что надлежит нам восходить мыслию превыше всех небес, ежели желаем познать их прямо. Ибо хотя некоторою частию и из творения мира познаем дела Божии, но сие познание всегда остается ниже неизмеренныя оныя высоты. К сему присовокупи и то, что никто совершенно величества оных постигнуть не может, разве тот, кто верою восходит на небо: но и тогда остается еще долг со благоговением взирать на сокровенную Божию премудрость и силу, проявляемую в делах Его и превосходящую понятие нашего ума. Почему и Пророк, который сначала печальныя произносил жалобы, ныне с радостным и спокойным духом чудится высоким путям Божиим и, сознавая немощь свою, с кротостию и благоразумием удерживает себя в надлежащих пределах повиновения, ниже дерзает судить о сокровенных Божиих судьбах по мудрованию плоти. Сего ради восклицает: кто Бог велий, яко Бог наш? Сим сравнением не означает многаго числа богов, но косвенно порицает безумие мира, который, не довольствуяся единым Богом, егоже слава толико видима есть, многих богов устрояет. Ибо ежели бы люди взирали чистыми очами на Божии дела, то легко могли бы успокоиваться в Нем едином.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

Боже, во святем путь Твой: кто Бог велий, яко Бог наш

И тогда я стал молитвенно взывать: святы Твои действия (путь) и всемогущи, как Ты особенно показал это пред всем светом при освобождении Израиля из Египта, а также и в водительстве Твоего народа Моисеем и Аароном. Во святем – свят путь Твой: Твои действия святы.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 14–16 Боже, во святем путь Твой: кто Бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог творяй чудеса: сказал еси в людех силу Твою, избавил еси мышцею Твоею люди Твоя, сыны Иаковли и Иосифовы

Путем Божиим псалмопевец называет здесь действия Промысла Божия, какие проявляются в жизни людей и целых народов, в жизни видимой природы и вообще в целом видимом мире. Этот путь Божий есть также свят, как Сам Бог Свят. Но т.к. Господь Бог непостижим в существе Своем, то непостижимы и неисследованы и дела Его, святы и непостижимы и все пути Его. Размышляя о сих путях Божиих и удивляясь непостижимости их, псалмопевец в радости сердца и с благоговейною покорностью восклицает: Боже! Свят путь Твой, Кто Бог так великий, как Бог наш! В последнем изречении нужно видеть не сравнение Господа Бога с ложными божествами язычников, а некоторое, хотя не прямое, порицание безумцев мира, которые как бы не довольствуясь единым Богом, славою Которого наполнены небо и земля (Пс. 112:4; Ис. 6:3), выдумывают себе иных, ничтожных богов. Пораженный этой славой и нудясь величию дел Божиих, богодухновенный певец продолжает: Ты Бог, творящий чудеса; Ты проявил могущество Свое среди народов; Ты избавил силою (мышцею) Твоею народ Твой, потомков Иакова и Иосифа. Иаков (он же Израиль) считается родоначальником израильского народа, а Иосиф был один из двенадцати сынов его, ставших главами 12-ти колен сего народа, в числе коих колена Ефремово и Манассиино назывались именами двух сынов Иосифа – Ефрема и Манассии. Словами: Ты избавил мышцею Твоею сыны Иаковли и Иосифовы – псалмопевец упоминает об освобождении народа израильского от рабства египетского и чудесном изведении его из Египта.

Объяснение священной книги псалмов.