Толкования на Пс. 76:16

Свт. Афанасий Великий

Избавил ecи мышцею Твоею люди Твоя, сыны Иаковли и Иосифовы

Ибо им первым проповедано евангелие царствия небесного Мышцею Господнею, то есть Христом.

Толкование на псалмы.

Блж. Феодорит Кирский

избавил еси мышцею твоею люди твоя, сыны Иаковли и Иосифовы

См. Толкование на Пс. 76:14

Евфимий Зигабен

Избавил ecи мышцею (рукою) люди Твоя—сыны Иаковли и Иосифовы

Мышцею Давид называет здесь силу Божии, а народ еврейский сынами Иакова, как прародителя их и патриарха, a сынами Иосифа как питателя и благодетеля их и как доставившего им честь своею мудростью и властью, которую получил над Египтом.

Другой, говорит: Обоим народам и обрезанному и языческому Спаситель возвестил свою силу; ибо силою и действием своим освободил свой народ, составившийся из двух, предав душу свою для искупления многих. А народы Его, которые Он соединил в один, суть сыны Иакова, т. е. уверовавшие из обрезания, и сыны Иосифа, происходившие из язычников; так как Иосиф, по переводу, значить приложение Господне. Ибо Бог приложил к спасающимся из обрезания уверовавших из язычников, и таким образом исполнилось пророчество, говорящее: и пришлец приложится к дому Иакова (Ис. 14,1). Ибо γειωρας значить: пришлец. Итак, Отец показал силу свою в народах, то есть Христа, и чрез Христа, Который есть мышца Его, избавил сперва народ Иудейский, а потом и языческий.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

избавил еси мышцею твоею люди твоя, сыны Иаковли и Иосифовы

Паче всех иных чудес Божиих прославляет избавление народа Израильскаго, к воспоминанию коего Дух Святый повсюду призывает благочестивых, дабы тем лучше питали надежду спасения своего. Когда и каким образом Бог соделал чудо сие, явя оное всем народам, – сие весьма известно. А хотя, по действу сатаны, многими баснями искажена истина повествования сего: но сие приписывать должно злобе языческих писателей, кои, будучи очевидными свидетелями, известную вещь злонамеренно покрыли мраком. Они не устыдилися назвать Моисеа волхвом, или паче чародеем, как пишет Иосиф Флавий в книгах своих против Аппиова. Но намерение Пророка не столько относится к тому, чтоб изобличить язычников в неблагодарности и злобе, сколько к тому, чтоб взять отсюду как для себя, так и для других сынов Божиих случай к утешению. Ибо от тогдашняго времени на все веки явил Господь чудный пример любви Своея к избранным. Мышца, в преносном смысле, берется здесь за приснопамятную Божию силу: понеже Господь не тайно, ниже обыкновенным образом избавил Свой народ, но яве простертою мышцею. Упоминая о Иакове и Иосифе, показывает причину, чего ради Бог полагает Израильтян в числе избранных, а именно: ради завета, утвержденнаго с святыми праотцами их. Хотя же и два колена происходили от двух сынов Иосифовых (а именно, Ефремово и Вениаминово) и имели общее начало от Иакова, но имя Иосифа особенно изображается потому, что семя Авраамово содействием и помощию его все сохранено было невредимо.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

избавил еси мышцею Твоею люди Твоя, сыны Иаковли и Иосифовы

Сыны Иосифовы, как и сыны Иаковли – синекдохическое название всех двенадцати колен (ср. к Пс. 79 и 80:6).

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Прот. Григорий Разумовский

избавил еси мышцею твоею люди твоя, сыны Иаковли и Иосифовы

См. Толкование на Пс. 76:14