Толкования на Пс. 76:17

Свт. Афанасий Великий

Видеша Тя воды, Боже, видеша Тя воды и убояшася: смятошася бездны

Видеша Тя воды, Боже, и убояшася. Когда же воды, увидев Его, убоялись? Не тогда ли, как запретил морю, и оно умолкло?

Толкование на псалмы.

Блж. Феодорит Кирский

Ст. 17-19 Видеша Тя воды, Боже, видеша Тя воды и убояшася: смятошася бездны. Множество шума вод: глас даша облацы, ибо стрелы Твоя преходят. Глас грома Твоего в колеси, осветиша молния Твоя вселенную: подвижеся и трепетна бысть земля

Видеша Тя воды, Боже, видеша Тя воды, и убояшася: смятошася бездны. Множество шума вод. Во всем, Владыка, показал Ты силу Твою. Подверг казням Египтян, освободил народ Твой, явился на море, и разделилось море, и текучее естество стало сюду и сюду.

«Глас даша облацы, ибо стрелы Твоя преходят». «Глас грома Твоего в колеси». Симмах же перевел: звук издал ефир; потому что, как говорит история, подул сильный южный ветр, и разделилось море (Исх.14:21), а ветр раждается при сгущенном воздухе и составившихся облаках. Наказания Твои, говорит Пророк, подобно стрелам, пали на врагов. Ударами грома связал Ты колеса колесниц египетских. Сие показывает и история: «бысть в стражу утреннюю, и воззре Господь на полк египетский, и связа оси колесниц их, и ведяше их с нуждею» (Исх.14:24–25).

«Осветиша молния Твоя вселенную». Свет чудотворения, подобно молнии, протек целую вселенную.

«Подвижеся и трепетна бысть земля». Страха исполнились все, услышав о Твоем могуществе. Сие и Раав блудница сказала соглядатаям: «страх ваш и трепет ваш нападе на ны. Слышахом бо», как разделил «Господь Бог Чермное море пред лицем вашим» (Нав.2:9–10).

Евфимий Зигабен

Видеша Тя воды, Боже, видеша Тя воды и убояшася: смятошася бездны

Видеша Тя воды, Боже, видеша Тя воды и убояшася

Это слово о том чуде, которое случилось на Чермном море. Видели, говорит, неизъяснимым образом Тебя воды Чермного моря и, убоявшись силы Твоей, разделились надвое. Ибо написано, что Бог ходил впереди еврейского народа в столпе огненном и облачном: Бог водил их днем в столпи облачном, чтобы указывать им путь, а ночью в столпе огненном (Исх. 13,21).

Смятошася бездны

От сильного, говорит, ветра, устремившегося на воды Чермного моря, возмутились безмерные глубины его.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Видеша тя воды, Боже, видеша тя воды и убояшася: смятошася бездны

Здесь вкратце упоминает о некоторых чудесах, содеянных мышцею Бога. Приписывает водам видение Бога в иносказательном разуме, показывая, что воды, будучи подвигнуты как бы сокровенным некоторым побуждением, повинулися повелению Его и дали свободный проход избранному народу. Бог сим чудом показал, что и неодушевленныя стихии всегда готовы повиноваться Ему. Ибо ни Чермное море, ни Иордан, обратя течение свое вспять, не переменили бы естества своего, ежели бы не возчувствовали Божией силы – не потому, аки бы были разумом и чувством одарены, но поелику Богу так угодно было. Слова, присовокупляемыя о безднах, ту же имеют силу, аки бы сказано было, что не одна токмо поверхность вод поражена была Божиим взором, но что сила Его проникла даже и до самых глубочайших бездн.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Прот. Григорий Разумовский

Видеша Тя воды, Боже, видеша Тя воды и убояшася: смятошася бездны

Упомянув об избавлении евреев от рабства египетского, псалмопевец говорит далее о тех чудесах, какие сотворил Бог при изведении народа еврейского из Египта. И прежде всего говорит о том чуде, какое произвел Бог в водах Чермного моря; причем, олицетворяя эти воды, приписывает им свойства одушевленных тварей. Получив повеление Творца, говорит он, воды увидели Самого Бога, повиновались Ему, выразили покорность Его силе и власти – убоялись; и не только на поверхности, но и в самой глубине, до самого дна моря произошло возмущение вод – смятошася, т.е. вострепетали бездны. Придавая изречениям сего стиха пророческий смысл, некоторые отцы Церкви видят в них указания на события из жизни Иисуса Христа, именно: увидели Господа Иисуса Христа воды Иордана и убоялись, когда Он восшел в них для того, чтобы креститься, на что мы имеем указание и в чине великого освящения воды на праздник Богоявления. А по словам св. Афанасия Александрийского, убоялись воды, когда Христос запретил морю, и оно укротилось, и настала великая тишина [3, с. 260].

Объяснение священной книги псалмов.