Толкования на Пс. 76:20

Свт. Афанасий Великий

В мори путие Твои, и стези Твоя в водах многих, и следы Твои не познаются

В мори пyтиe Твои, и стези Твои в водах многих. Морем называется мир, водами же многими — различные в нем поколения людей. А поскольку Христос заповедал Апостолам: шедше научите вся языки, и: се Аз с вами есмь во вся дни (Mф. 28,19-20), и они прошли всю поднебесную, проповедали всем языкам, при невидимом соприсутствии с ними Господа, по неложному Его обетованию; то Псалмопевец присовокупил: и следы Твоя не познаются, потому что шествие с ними Господа было невидимо. Притом, Он один, как Бог, совершил шествие и по чувственному морю, о чем говорит Евангелист.

Толкование на псалмы.

Блж. Феодорит Кирский

В мори путь Твой, и стези Твоя в водах многих, и следы Твоя не познаются

Тебе не трудно разсечь море, пройдти по водам многим, и не оставить следа, потому что естество Твое безплотно. Пророк сие присовокупил к сказанному выше, и говорит: Ты, не видимо предводительствуя народом, не показал нам и следа Твоего шествия.

Евфимий Зигабен

В мори пути Твои и стези Твои в водах многих; и следы Твоя не познаются

Выражение: в море пути Твоя, есть указание на чудо, бывшее на Чермном море: Ты говорит, Господи, когда Тебе благоугодно, ходишь по водам. Тоже самое выражает и в следующих словах: стези Твои в водах многих, для большей славы чуда. А выражение: следы Твои не узнаются, означает то, что две части моря, которые находились отдельно, опять соединились, и таким образом море возвратилось на прежнее место, так что ни следа, ни знака не оказалось, что оно было разделено.

Слова Феодора: Как бы так сказал: не телесно видим был Твой путь, но посредством чудес. Безумными ударение стоп Твоих не узнается, а нами узнается, потому что мы знаем, что море не было бы рассечено, если бы Твои следы не разделили его. Ибо проходя невидимым некиим шествием, Ты производишь путь, присутствуя действуя и не бывая видим, как имеющий бестелесное естество. Афанасия: Морем называет мир, а многими водами—существующее в нем различные роды людей. Поелику же Христос заповедал ученикам своим, говоря: идите и научите все народы, и се Я с вами есмь, и они прошли поднебесную, проповедуя всем народам при невидимом шествии с ними Господа, по неложным обетованиям Его: то посему присовокупил: следы Его не узнаются, по причине невидимого шествия с ними Иисуса, ибо один только Он, как Бог, творил путь по чувственному морю, как говорит Евангелист (Матф. 14,25).

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Ст. 20-21 В мори путие твои, и стези твоя в водах многих, и следы твои не познаются. Наставил еси яко овцы люди твоя рукою Моисеовою и Ааронею

Паки иными словами описывает чудо, содеянное Богом в Чермном море; ибо все, что собственно касается до Израильтян, относит к Богу, под руководством Коего прешли они Чермное море по суху. Притом показывает, что путь, по которому шли они, был открыт необыкновенным образом; ибо и море изсушено было, и река (Иордан) возвратилася вспять не человеческою силою, но всемогущею рукою Бога, которая чудным образом народ израильский провела немокрыми стопами, а Фараона со всем воинством его во глубинах морских потопила. По сей причине глаголет: в мори путие Твои, и стези Твои в водах многих, но следы Твоя не познаются. Чего ради? Понеже по преведении народа возвратил водам обыкновенное течение. К сему присовокупляется конец или намерение, то есть, избавление церкви, которое для всех благочестивых долженствовало служить вместо изящнейшаго залога ко спасению. Сравнивая Израильтян с овцами, назнаменует, что не доставало в них ни разума, ни силы к произведению таковаго дела, ежели бы Бог, восприяв на Себя должность Пастыря, не превел бедное стадо Свое чрез моря и степи и не ввел в обетованную землю. Сие чудо увеличивает от лица Моисея и Аарона; ибо хотя служение их было достопочтенное и приснопамятное, однако сим обстоятельством немало открыл Бог силу Свою, когда двух человек, низких и презренных, противопоставил величайшим силам прегордаго царя! Что бо мог воздействовать жезл пастуха и глас беднаго изгнанника против страшнаго онаго тиранна и против всего воинства его? Отсюду убо наипаче просияла Божия сила, когда в сосудах оных скудельных и бренных тако воздействовала.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

В мори путие Твои, и стези Твоя в водах многих, и следы Твои не познаются

И следы Твоя не познаются – когда Бог с народом Своим прошел чрез море (стези в водах), волны снова совокупились и не стало видно следов пути, по которому Бог провел народ.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Прот. Сергий Терновский

В мори путие твои, и стези твоя в водах многих, и следы твои не познаются

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Пророк находится в скорбном положении. Может быть, это было во время гонения от Саула или возмущения Авессалома. Чтобы укрепиться духом в уповании, он обращается к прошедшим временам, и в ту же минуту надежда возрождается в сердце его, - он извещается внутренне, что будет изменение скорбных обстоятельств десницею Вышнего. Там, в протекших временах, видит он чудеса, которые Господь явил для спасения Израиля, - видит, как воды убоялись Творца своего, 17 - бездна вострепетала от гласа Его, 18 - и открыла лоно свое для спасения избранного народа.

Среди сих чудесных явлений он замечает шествие Божие в море и в водах многих: в море путие Твои, и стези Твои в водах многих. Восхищенный сим видением милосердного покровительства Божия, пророк переходит от видимого к невидимому, от прошедшего к будущему, от плотского Израиля к духовному.

Бог совершил шествие Свое по водам, море открыло путь Израилю, народ избранный освободился от рабства египетского, фараон погряз и Египет лишился силы Так было во времена протекшие; в сих прошедших событиях ясно отразились для него события будущего. Сын Божий, Господь наш Иисус Христос шествует в водах Иордана, - здесь опять открываются стези Божий в водах многих: и море, и реки, и озера уравнивают путь новому Израилю для спасения от рабства диавола. Силой Крещения диавол побежден - ад и смерть теряют свою силу.

Наконец, явление природы дает пророку новую назидательную мысль. Представьте, что корабль пробежал поверхностью моря; глубоко он разрезал воду, но прошла одна минута, следы его исчезли и не осталось признаков, по которым можно было догадаться, что здесь проплыл корабль. Сие явление природы пророк прилагает к путям Божиим и говорит: и следы Твоя не познаются.

Есть пути Господни, которые Он открывает всем человекам: сказа пути Своя Моисеови, научит кроткия путем Своим, говорит пророк. А есть другие, которые по справедливости называются неисследимыми и непостижимыми. Таков путь Сына Божия от бесконечной высоты Небес во чрево Девы Марии, ежедневный путь Духа Божия ко Святому Олтарю, на котором совершается Таинство. О нем говорит св. пророк: путь во Святем Его. Наконец, путь к сердцу человека и пути, которыми Он управляет дела человеческие.

К сему последнему св. Василий прилагает изречение пророка: Полагаяй в сокровищах бездны. Сообразнее с общим понятием было бы сказать: полагаяй в безднах сокровища, то есть содержащий в тайне свое богатство. А здесь сказано, как будто самые бездны суть какие-то дорогие утвари, достойные Божиих сокровищ. Итак, безднами называются не законы ли Божия суда, как неизреченные и непостижимые для человеческого разумения, потому что одному Божию ведению предоставлены те законы, по которым Он каждой вещью распоряжается. А что суд Божий о каждой вещи порознь называется бездной, видим из другого псалма, в котором говорится: судьбы Твоя бездна многа (Пс. 35:7, 6 твор. Св.От.). Так рассуждает св. Василий. Отчего же, вы скажете, пути сии не исследимы и сокрыты от человека? Оттого, что Бог в существе Своем непостижим, что действия Его - суть действия бесконечно премудрого Духа, что пути Его не то, что пути человеческие. Оттого, что человек обложен плотью и, кроме сего, омрачен греховными помыслами и потому не может зреть следов путей Божиих. Наконец, может быть, Господь Бог и по милосердию Своему сокрыл некоторые следы путей Своих. Ежели бы они были нам открыты, то устрашили бы нас, и мы не могли бы сносить тех явлений, которыми ознаменованы пути Бога невидимого. Ибо тогда бы мы беспрестанно зрели около себя Ангелов, то с пламенным оружием посланных на поражение нечестивых, то с факелом идущих просветить неведущих, то со светильником, чтобы утешить невинно заключенных в темнице. Увидели бы, как они одному рассыпают сокровища, другого повергают в нищету: на одну ниву приносят благословение, на другую посылают зловредных червей; тогда бы они беспрестанно мелькали перед взором нашим, как молнии. Но ежели и молния устрашает нас, несмотря на свою отдаленность, то как бы мы могли снести сие близкое блистание сил небесных?

Впрочем, не будем исследовать, отчего от нас сокрыты следы стезей Божиих, а извлечем из сей таинственной сокровенности назидание для нашего сердца. Послушаем опять св. Василия: «Посему, если домогаешься узнать, для чего жизнь грешника продолжается, а дни пришельствия праведнику сокращаются? Для чего неправедный благоденствует, а праведный угнетается? Для чего похищен смертью отрок, прежде нежели пришел в совершенный возраст? От чего войны? Для чего кораблекрушения, землетрясения, засухи, излишество дождя? Для чего сотворено вредное для людей? Для чего один раб, другой свободен? Даже много разности как между грешащими, так и преуспевающими в добродетели; иная поневоле живет во грехе, а другая с малолетства досталась доброй госпоже и воспитана в правилах целомудрия; за что же последняя облагодетельствована, а первая осуждена?! И какое каждому воздаяние от Судии? Когда все это приходит тебе на мысль, рассуди, что судьбы Божий - бездна и, будучи заключены в божественных сокровищах, не для всех удобопостижимы». Приложим и мы к изречениям св. отца свои мысли. Встречаешь ли необыкновенные события, которые удивляют и даже устрашают тебя? Не дерзай судить о них по человеческим понятиям, скажи лучше: это путь Божий, хотя следа его и не видно, - путь, которым Господь Бог идет изрещи судьбу Свою на племена, на царства и народы, а может быть, и на всю вселенную. Видишь, что ближний твой, который жил развратно, вел порочную жизнь, являет глубокое благочестие, не говори, что он лицемерит, что надел на себя личину благочестия из корыстных видов, - кто заметил следы пути Божия в сердце человека? Дух идеже хощет дышет, и глас Его слышиши, но не веси откуда приходит, и камо идет (Ин. 3:8). Видишь, что бедный вдруг сделался богатым, незнатный взошел на высокие степени почестей, - не давай воли себе думать, как думают обыкновенно, что он достиг сего лукавством, обманом и другими низкими путями, и тут есть путь Божий, только мы следов его не видим; ибо сказано: Бог убожит и богатит, смиряет и высит. Наконец, и сам ты испытываешь беспрестанно скорбные встречи, неудовольствия, а иногда и несчастья, отчего это, думаешь? Не придумывай много человеческих причин, а лучше послушай в церкви, она откроет тебе истинную причину: До мене идеши, поет она в одной из своих песнопений, мене ища заблудшаго. Что же это значит? Значит, что в твоих неприятных приключениях сокрыт путь Бога человеколюбивого и Милосердого, - под мраком их Он приходит к тебе, чтобы очистить сердце твое и душу и соделать достойным вечного блаженства. Аминь.

Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви.

Лопухин А.П.

В мори путие твои, и стези твоя в водах многих, и следы твои не познаются

Ты, Святый, тогда являл Свое всемогущество над народами, избавлял Иакова и Иосифа, Твоим повелением облака изливали воду и земля содрогалась от гроз. Ты провел свой народ через море и, как стадо, охранял рукою Моисея и Аарона

Изображается чудесный переход евреев через Чермное море. - «Стезя Твоя в водах великих» - след Твоего всемогущества, проявление последнего - в разделении глубоких вод; «следы Твои неведомы» - обыкновенным образом, естественными силами подобный факт необъясним, он - дело непостижимой Твоей силы.

Указание автором чудесной помощи Бога своему народу в прошлом, видимо, успокаивает писателя и вселяет веру, что искреннее обращение евреев к Богу явится источником для ниспослания на них милости Господа и в настоящее время. Этим и объясняется, что автор псалма в его начале сказал: «он услышит меня».

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 20–21 В мори путие Твои, и стези Твоя в водах многих, и следы Твои не познаются. Наставил еси яко овцы люди Твоя рукою Моисеовою и Ааронею

Упомянув о чудесах Божиих, совершенных над водами Чермного моря и реки Иордана, псалмопевец-пророк берет эти многие воды для сравнения и разъяснения того, как неисследимы и непостижимы пути Божии. Представьте, как бы так говорит он, что корабль пробежал по поверхности моря: глубоко он разрезал воды, но прошла одна минута, следы его исчезли, и не осталось признаков, по которым можно было бы догадаться, что здесь проплыл корабль. Так, до очевидности всем известное явление природы пророк, приравнивая здесь к путям Божиим, говорит: и следы Твои не познаются. Таковыми путями, продолжает он, водил Ты народ Свой (израильский), как стадо овец: наставил еси яко овцы люди Твоя. Он сравнивает общество людей с овцами, животными неразумными, которые не знают, куда им идти, чтобы найти питательные пастбища, чтобы упокоиться в безопаснейших местах или отыскать себе питие, и не могут идти без пастыря, который водит их на сии места. Так и люди, исшедшие из Египта, не знали, куда они идут, и шли туда, куда указывал им Бог, посредством облака, и чрез приставленных к ним служителей Его – Моисея и Аарона, которых Сам Господь наставлял непосредственным откровением святой воли Своей.

Объяснение священной книги псалмов.