Толкования на Пс. 77:17

Свт. Иоанн Златоуст

И приложиша еще согрешати ему, преогорчиша вышняго в безводней

Пророк обвиняет иудеев в тяжком преступлении, в том именно, что они, получая такие чудеса, вместо того чтобы воздерживаться от старых грехов, прилагали к ним еще новые, и не просто согрешали, но «пред Ним», т.е. грешили против Того, Кто творил чудеса. Потому пророк и присовокупил: «огорчали Вышнего в безводной». Чем огорчили? Не тем, что жаждали, не тем, что требовали воды, а тем, что хулили и порицали Щедро­дателя. Вот почему и места чудес назывались: одно – Водою спора (Числ.20:13), а другое – Искушением и Похулением, потому что здесь они искушали Бога, говоря: «есть ли Господь среди нас, или нет?» (Исх.17:7). Это и выразил самыми словами законодатель Моисей.

Беседа на псалом 77.

Блж. Феодорит Кирский

Ст. 17-18 И приложиша еще согрешати Ему, преогорчиша Вышняго в безводней. И искусиша Бога в сердцах своих, вопросити брашна душам своим

Однако же и сие не исторгло лукавства из сердца их, но продолжали они болеть недугом неблагодарности. И после стольких благодеяний вознамерились искусить Божию силу, и возъимев нужду в пище, не того взыскали, чтобы получить потребное, но жаловались на Бога, как на не имеющаго силы.

Евфимий Зигабен

И приложиша еще согрешати ему, преогорчиша вышняго в безводней

И приложиша еще согрешати Ему

Так как преступления их довольно всем известны из книг Моисея, то и сказал: «и приложили еще». А как грешили, послушай. Преогорчиша Вышняго в безводней. Т. е. в безводном месте. А как преогорчили, сказано немного выше в словах: «род строптивый и преогорчевающий» (Пс. 77,8).

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

И приложиша еще согрешати ему, преогорчиша вышняго в безводней

Пророк, показав вкратце безпрерывную цепь Божиих благодеяний, и тем изъяснив, колико Бог любил сынов Авраамовых, теперь присовокупляет, что сии неблагодарныя твари, толико обязанныя своему Благодетелю, по своему жестокому нраву беззаконно востали на Него. И во-первых, обвиняет их в том, что они, прилагая грехи к грехам, зельно преогорчили Его. Потом означает и самый образ преогорчения, как увидим в следующем стихе. Преогорчения же глаголом означает, что грех их не маловажный был и злоба нестерпимая. А обстоятельством места еще более увеличивает тяжесть греха, потому что в самой пустыне, где ежедневно представлялись очам их признаки Божия присутствия и где самая нужда убеждала их к повиновению, не могли удержать дерзкаго своевольства. Итак, ежели пред лицем Самого Бога, Который, с одной стороны, присутствием славы Своея устрашал их, а с другой, милостию и щедротами привлекал к Себе; ежели еще терпя во всем совершенную нужду, которая и одна могла бы удержать их в порядке, толико своевольствовали, то сие неистовство было подлинно чудовищное, или паче бесовское.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 17–18 И приложиша еще согрешати Ему, преогорчиша Вышняго в безводней: и искусиша Бога в сердцах своих, воспросити брашна душам своим

И здесь пророк продолжает то же обличение современных Моисею своенравных и необузданных израильтян и говорит, что они не только не раскаивались пред Богом в своих заблуждениях и в своем неверии в Его всемогущую силу, но к прежним грехам ропота и недоверия прилагали новые и более тяжкие грехи (и приложиша еще согрешати), чем еще более возбуждали праведный гнев Божий и раздражали: преогорчиша Всевышняго в безводней, т.е. в пустыне, не имеющей воды. А новые грехи их состояли в том, что они, вспомнив о мясной и рыбной пище, какую в достаточном количестве употребляли в Египте, захотели такой же и здесь, в пустыне, и вместо того, чтобы со смирением и благодарением довольствоваться подаваемою им от Бога с неба манною, они вздумали в сердцах своих искушать Бога, т.е. стали подумывать о том, как бы им добиться от Бога более вкусной и приятной пищи, вдались в прихоти, похотели воспросити брашна душам своим. Здесь слово души употреблено в смысле животной прихоти, или похотения, как оно употреблено и в других случаях (Пс. 106:9, 18). В этом прихотливом желании израильтяне выразили своенравие, непокорность свою воле Божией, указавшей и определившей им нужную по времени и месту пищу. Не довольствуясь манною, они восхотели потребовать пищу по своему вкусу и желанию, а это и значит искушать Бога, не признавать Его премудрого и благопопечительного Промысла над собою, не верить Ему.

Объяснение священной книги псалмов.