Толкования на Пс. 77:44

Свт. Иоанн Златоуст

и преложи в кровь реки их и источники их, яко да не пиют

Под источниками пророк разумеет дождевую воду, так как по повелению Божию Моисей превратил в кровь всю воду, не только в источниках и реках, но и находившуюся в деревянных и камен­ных сосудах. А сделано было это для того, чтобы не подумали, будто Бог, почитаемый евреями, есть частная сила, а не Творец и Владыка всей природы. Язычники ведь приписывают своим богам только частные силы.

Беседа на псалом 77.

Блж. Феодорит Кирский

и преложи в кровь реки их, и источники их, яко да не пиют

Ибо прежде всего не только речныя воды, но и скопившияся от дождей, превратил в кровь, томя жаждою прекословящих.

Евфимий Зигабен

и преложи в кровь реки их и источники их, яко да не пиют

и преложи в кровь реки их

Это была первая египетская казнь. Реками называет реку Нил. Ибо только одна эта река орошала весь Египет. В другом месте мы уже говорили, что еврейскому языку свойственно употреблять множественное число вместо единственного. Некоторые же говорят, что выражение реки в множественном числе относится к ручьям вытекающим из Нила и названным реками по обилию своих вод. Слово: их относит к египтянам, показывая, что в Египте имел в виду египтян.

и источники их, яко да не пиют

Под источниками (дождями) разумеет такие места, в которых хранилась собранная дождей вода (цистерны). Некоторые же дождями в не собственному смысле называют источники.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Ст. 44-49 и преложи в кровь реки их и источники их, яко да не пиют. Посла на ня песия мухи, и поядоша я, и жабы, и растли я: и даде рже плоды их, и труды их пругом. Уби градом винограды их и черничие их сланою: и предаде граду скоты их, и имение их огню. Посла на ня гнев ярости своея, ярость и гнев и скорбь, послание аггелы лютыми

Пророк исчисляет здесь те чудеса, коими Бог засвидетельствовал силу Свою при изведении народа из Египта, но полагает их, не наблюдая порядка: понеже почел за довольное привесть на память одне токмо особенныя и известнейшия истории, которыя бы лучше могли открыть злобу и неблагодарность народа. Почему и нам нет нужды распространяться здесь: ибо повествование Моисеево яснее показывает все то, что здесь вкратце повторяется. Одно токмо то читатель заметить должен, что хотя Бог и другие народы часто наказывал за грехи градом и иными язвами, но то, что случилось во Египте, было чрезвычайное и никогда прежде не слыханное. Сего ради Пророк необыкновенными словами описывает сии ужасныя Божия казни, когда говорит: посла на ня гнев ярости Своея, ярость и гнев и скорбь, наслание ангелов лютых. Таковое собрание слов относится к тому, дабы возбудить усыпленныя мысли к вниманию толиких чудес, коих и число и качество ощутительно и самым слепым. Наконец присовокупляет, что Бог правосудие сие произвел чрез Ангелов. Ибо хотя и небу и земле положил законы по Своей воли и весь чин природы так управляет, что всякая тварь знает свою должность, однако же, когда Ему угодно, употребляет и Ангелов, яко служителей ко исполнению Своих повелений, и то творит не обыкновенными или естественными средствами, но сокровенною и нам непостижимою силою. Впрочем под именем ангелов лютых можно разуметь как Ангелов добрых, которые нарицаются лютыми не по естеству своему, но по действу, понеже наказывают тех, которых Бог наказать хощет, так и ангелов злых, то есть бесов, которые собственно нарицаются лютыми, понеже суть злы и злую волю имеют. Ибо Бог и тех и других на службу Свою употребляет. Так, например, чрез Ангелов святых наказал Содомлян, а чрез ангелов злых поразил Иова, однако не с одним намерением: ибо тех на вечныя муки осудил, а сего вечно прославил.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

и преложи в кровь реки их и источники их, яко да не пиют

Источники – дождевые воды (в цистернах).

Прот. Григорий Разумовский

и преложи в кровь реки их и источники их, яко да не пиют

См. Толкование на Пс. 77:42