Толкования на Пс. 77:49

Свт. Иоанн Златоуст

Посла на ня гнев ярости Своея, ярость и скорбь, послание аггелы лютыми

Разумеет ангелов злых не по природе, и не по расположению воли, потому что такими ангелами Бог для служения не пользуется; пророк назвал их злыми потому, что они по Божию повелению приносили бедствия и несчастья. Вот почему тот же самый псалмопевец называет злым и день суда, как исполненный печали и бедствий для грешников. «Блажен, – говорит он, – помышляющий о бедном [и убогом!] В день лютый избавит его Господь» (Пс.40:2). В этих стихах пророк упоминает гнев и ярость, а потом опять: «ярость и гнев и скорбь». Этим он обозна­чает не что-нибудь различное, хотя повторяет одинаковые выраже­ния, и не напрасно он указывает этим на безмерность гнева Божия.

Беседа на псалом 77.

Блж. Феодорит Кирский

Посла на ня гнев ярости Своея, ярость и скорбь, послание аггелы лютыми

«Яростию и гневом и скорбию» Пророк назвал жестокия казни. А «лютыми аггелами» – служителей казни, лютостию именуя не естественную и не произвольную злобу, но мучительность наказания. Так днем лютым (Пс.40:1) называет день наказания. То же дал разуметь и Симмах; ибо вместо: «лютыми аггелы», перевел: аггелами мучащими.

Евфимий Зигабен

Посла на ня гнев ярости Своея, ярость и скорбь, послание аггелы лютыми

Посла на ня гнев ярости Своея

Под гневом ярости нужно разуметь высочайшую степень гнева.

Ярость и гнев и скорбь

Этими именами называет посланные на них наказания и казни. Бог чужд страсти гнева, и потому под яростию нужно разуметь меньшее наказание, а под гневом— большее, а под скорбью—еще большее.

Послание (посольство) ангелы лютыми

Все это послано и совершено было злыми ангелами. Называет же злыми не по природе их или избранию, но потому что они зло производят, труд и бедствия. Лютыми же здесь называет потому, что приносят наказания.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Посла на ня гнев ярости своея, ярость и гнев и скорбь, послание аггелы лютыми

См. Толкование на Пс. 77:44

Лопухин А.П.

Посла на ня гнев ярости своея, ярость и гнев и скорбь, послание аггелы лютыми

По избавлении они снова оскорбляли Господа и не помнили тех великих милостей, которыми Он осыпал их с изведения из Египта и после поселения в Палестине

«Посольство злых ангелов» - не по природе злых, а исполнителей грозной воли Бога над греховными людьми.

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 49–51 Посла на ня гнев ярости Своея, ярость и гнев и скорбь, послание ангелы лютыми. Путесотвори стезю гневу Своему, и не пощади от смерти душ их, и скоты их в смерти заключи: и порази всякое первородное в земли египетстей, начаток всякого труда их в селениих Хамовых

Выражение гнев ярости означает высшую степень гнева Божия, излившегося на египтян, которое потому с еврейского переведено: «послал на них пламень гнева Своего». Слова ярость и гнев и скорбь означают: первое – негодование, как начало и/или первую степень гнева, второе – ярость, как высшую и сильнейшую степень его, и третье – бедствие (скорбь), как последствие посланного на египтян гнева Божия. «Яростию и гневом и скорбию пророк назвал, – по словам блж. Феодорита, – жестокие казни, а лютыми ангелами – служителей казни, лютостию именуя не естественную и не произвольную злобу, но мучительность наказания. То же разумел и Симмах (один из древних переводчиков псалмов); ибо, вместо лютыми ангелы перевел: ангелами мучащими» [6, с. 374], т.е. что Господь послал казнь на египтян через добрых ангелов. В псалме дополнено то, о чем не досказано у Моисея (Исх. 12:29). Выражение: Путесотвори стезю гневу Своему – с еврейского переведено: «Уравнял стезю гневу Своему», т.е. отстранил с пути всякое препятствие (как например, Свое милосердие, любовь к людям), которое могло воспрепятствовать излиться гневу Его на египтян и не охранял (не пощади душ их от смерти). Душами называет жизнь тех египтян, которые обречены были на смерть. Ангелов Божиих, посланных для совершения казней, пророк называет гневом Божиим, как исполнителей сего гнева. Псалмопевец-пророк в речи своей, по-видимому, не следует тому порядку, в каком различные казни египтян описаны у Моисея, а потому, сказав о ниспослании на египтян сильного гнева Божия, повторяет опять то же об истреблении скотов египетских (и скоты их в смерти заключи), что уже выше (в ст. 48) сказал, именно, – что скот их предал Господь Бог моровой язве. Словами 50-го стиха пророк указывает, без сомнения, на ту казнь, которою одновременно поразил Господь и «людей и скотов» (Исх. 9:25). А далее, в 51-м стихе, говорит уже о десятой и последней казни, об истреблении первенцев (всякое первородное) в земле египетской, причем первенцев у людей, для отличия от первенцев у животных, называет начатком всякаго труда их, что в переводе с еврейского названо «начатками сил». В перворожденных сыновьях заключается надежда на дальнейшее продолжение рода; они потому и составляют основание, или силу, всякой семьи и целого народа. По другим, начаток означает самое лучшее, самое дорогое. А трудом, говорит Зигабен, называет имущество их, как приобретенное трудом, дети составляют также приобретение (см. Быт. 4:1) [7, с. 626]. Селениями Хамовыми названы здесь жилища египтян, или вся земля египетская (Пс. 104:23, 27; Пс. 105:22): Египет у евреев Мицраим, а Мицраим, основатель Египта, был сын Хама, сына Ноева. Таким образом, вся речь пророка, обращенная к израильтянам и, в частности, к ефремлянам, показывает, как они подражали своим предкам, исшедшим из Египта, в грубой непокорности к Богу и в вероломных отношениях к Нему, как забыли о чудесных казнях, сопровождавших милостивое избавление их Богом от руки гонителя фараона, как Господь послал на египтян пламень гнева Своего и негодование, и ярость, и бедствие, посольство ангелов-мучителей, как уравнял стезю гневу Своему, не охранял души их от смерти, и скот их предал моровой язве, как поразил всякого первенца в Египте, начатки сил (от человека до скота) в шатрах Хамовых, или, что то же, в домах египтян.

Объяснение священной книги псалмов.