Толкования на Пс. 77:50

Свт. Афанасий Великий

Путесотвори стезю гневу Своему, и не пощаде от смерти душ их, и скоты их в смерти заключи

Путесотвори стезю гневу Своему. Даровав таинство Агнца, дал исход гневу Своему, чтобы миновал он народ Его и не коснулся совершивших таинство Его. Но, сохранив народ Свой тем, что дал исход гневу, Бог не пощаде от смерти душ их, то есть египтян, потому что предал их погубляющему.

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Путесотвори стезю гневу Своему, и не пощаде от смерти душ их, и скоты их в смерти заключи

Как? Оказывая в течение долгого времени снисхождение и долготерпение к тем, которые должны были подвергнуться этому гневу. «Проложил путь гневу Своему», чтобы показать, что наводит его справедливо и в надлежащее время на тех, кто не желает исправиться. Об этом свидетельствуют и дальнейшие слова: «и не пощадил от смерти души их». Пророк указывает причину, почему Бог не пощадил, каковою была их душевная смерть, т.е. грех. «Душа, – говорится, – согрешающая, та умрет» (Иез.18:4), и еще: «смерть грешников люта» (Пс.33:22). Вот почему и не пощадил; те, кто сами себя не пощадили, а пре­дали свою душу на смерть, естественно не получили пощады.

Беседа на псалом 77.

Блж. Феодорит Кирский

Ст. 50-51 Путесотвори стезю гневу Своему, и не пощаде от смерти душ их, и скоты их в смерти заключи: и порази всякое первородное в земли Египетстей, начаток всякаго труда их в селениих Хамовых

«Путесотвори стезю гневу Своему»; то есть, человеколюбие не воспрепятствовало наказанию, но дало место праведному вразумлению. Сие выразил Пророк и в присовокупляемом:

«И не пощаде от смерти душ их, и, скоты их в смерти заключи:» «И порази всякое первородное в земли египетстей, начаток всякаго труда их в селениих Хамовых». Ибо, увидев упорное их сердце, нещадно наслал на них казни, предав сперва гибели скот, а потом неожиданной смерти первородных. «Селениями» же «Хамовыми» назвал Египет; потому что сын Хамов – Месрем, а Месрем – Египет.

Евфимий Зигабен

Путесотвори стезю гневу Своему, и не пощаде от смерти душ их, и скоты их в смерти заключи

Путесотвори стезю гневу своему

Дал, говорит, дорогу гневу своему, так чтобы этот гнев, прежде покоившийся за божественным милосердием, нашел путь к упорным египтянам. Или иначе: Указал путь ангелу, который имел избивать первенцев египетских, чтобы он не уклонился от назначенных границ. Этого ангела пророк называет гневом Божиим, как исполнителя гнева.

И не пощаде от смерти душ их

Это десятая казнь. Не пощадил, говорит, от смерти, т. е. от умерщвления, или не пощадил, когда их убивал, а под душами их разумеет первенцев. Не пощадил же первенцев, потому что сказано было Богом Моисею: «и умрет всякий первенец в земли египетской от первенца Фараона, который сидит на престоле своем, до первенца рабыни, которая при жерновах и все первородное из скота» (Исх. 11, 5).

И скоты их в смерти заключи

Это пятая казнь. «Погибнет, сказано, весь скот египетский, т. е. бывший на полях. Заключил же, т. е. схватил, так что не возможно было уйти, или же умертвил.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Ст. 50-51 Путесотвори стезю гневу своему, и не пощаде от смерти душ их, и скоты их в смерти заключи: и порази всякое первородное в земли Египетстей, начаток всякаго труда их в селениих Хамовых

Сими преносными словами, сотвори стезю гневу Своему, Пророк означает, что гнев Божий, на подобие стремительнаго и сильнаго потока, излился на весь Египет, дабы не оставить никакого извинения неблагодарному народу, когда и при толь преславных доказательствах Божия милости не восхотел повиноваться Богу. Наконец упоминает о последнем чуде, соделанном во Египте, когда Бог рукою Ангела своего в одну ночь избил всех первородных Египетских, коих по свойству Еврейскаго языка нарицает начатком силы. Ибо как родители чад с течением лет и сами текут к смерти, а в детях своих некоторым образом возраждаются и упадшия силы паки возставляют: сего ради имя силы прилично переносится к детям, а начатком оныя нарицаются первородные. А по переводу седьмидесяти толковников начатком трудов именуются потому, что родители хотя много трудятся в воспитании детей своих, но главный и первоначальный труд наипаче прилагают к первородным. По сей причине всякое первородное прилично также нарицается начатком трудов. Селениями Хамовыми нарицает домы Египтян, понеже Месраин, который дал сие имя Египту, был сын Хамов (Быт. 10:6).

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Прот. Григорий Разумовский

Путесотвори стезю гневу Своему, и не пощаде от смерти душ их, и скоты их в смерти заключи

См. Толкование на Пс. 77:49