Толкования на Пс. 77:63

Свт. Иоанн Златоуст

юношы их пояде огнь, и девы их не осетованы быша

Юно­шами пророк называет сведущих в законе, – книжников и фари­сеев, твердо веривших в силу закона. Их съел огонь, – ненависть, которую питали они к нам, видя, что мы оправдываемся без ига закона. Так и Исаия говорил им: «увидят и устыдятся ненавидящие народ Твой; огонь пожрет врагов Твоих» (Ис.26:11). «и девицы их не оплаканы были», потому что некому было оплакивать их, когда они умерли от греховной смерти. Здесь пророк высказал обви­нение против иудейских учителей, за то, что они не имели сожаления к грешившим девам, и не подражали Иеремии, который говорит: «о сокрушении дщери народа моего я сокрушаюсь, хожу мрачен, ужас объял меня» (Иер.8:21), почему и далее продол­жает соответствующим образом: «о, кто даст голове моей воду и глазам моим – источник слез» (Иер.9:1). Так и Павел упрекает коринфян за то, что они не пожалели впавшего у них в прелюбо­деяние (2Кор.2:7).

Беседа на псалом 77.

Блж. Феодорит Кирский

Ст. 62-63 Юношы их, пояде огнь, и девы их не осетованы быша: Священницы их мечем падоша, и вдовицы их не оплаканы будут

Одних предал огню, а над другими не было обычнаго плача; потому что каждый занят был собственными своими бедствиями. А священники Офни и Финеес, несшие самый кивот, убиты, научаемые самым делом, что живущие в беззаконии не должны надеяться на Божие о них попечение.

Евфимий Зигабен

Юноши их пояде огнь, и девы их не осетовани быша

Об этом собственно не повествуется в истории, но из того, что и города и дома их были опустошены, несомненно, что юноши, не бывшие еще на войне, истреблены были с домами, а девиц их, отведенных в рабство, не было кому оплакивать их бедствие и смерть, так как родители и знакомые их убиты были или также отведены в плен.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Юношы их пояде огнь, и девы их не осетованы Быша

См. Толкование на Пс. 77:62

Еп. Ириней (Орда)

юношы их пояде огнь, и девы их не осетованы быша

Девы их не осетованы быша, т.е. бедствие вследствие такого поражения было столь велико, что девицы их не в состоянии были, не имели мужества, воспевать обычных плачевных песней на смерть павших на войне своих женихов.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Юношы их пояде огнь, и девы их не осетованы быша

«Девицам его не пели брачных песен» - в этой несчастной войне с филистимлянами так много погибло юношей, что не за кого было выходить замуж.

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 63–64 Юноши их пояде огнь, и девы их не осетованы Быша: священницы их мечем падоша, и вдовицы их не оплаканы будут

Под именем огня поядающего здесь выражен сильный гнев Божий, который постиг израильтян в жестоком поражении их со стороны филистимлян, когда в Силоме от меча неприятельского погибло до тридцати тысяч отборного израильского юношества: тогда-то юноши их пояде огнь, тогда же и девы их, за отсутствием юношей, погибших на войне, не были выданы замуж, они потому не осетованы Быша, т.е. «им не воспевали брачных песен» (по пер. с евр.). Во время сей несчастной войны с филистимлянами был поднят из силомской скинии и отнесен на поле сражения кивот Завета, в сопровождении священников Офни и Финееса, сынов Илия первосвященника, которые, по сказанию библейской истории (1 Цар. 4:10–11), умерли, пораженные мечем неприятеля, в то время как ковчег Завета был взят в плен. Можно думать, что немалое число и других священников в то время мечем падоша, а из оставшихся после них, а также и после погибших в сражении воинов, вдовиц, одни были убиты или померли от печали, другие же отведены в плен, и некому было их оплакивать в опустошенных городах: не оплаканы будут – с еврейского переведено: «не плакали», т.е. будущее поставлено вместо прошедшего.

Объяснение священной книги псалмов.