Толкования на Пс. 79:5

Свт. Иоанн Златоуст

Господи Боже сил, доколе гневаешися на молитву раб твоих

Не напрасно пророк употребил настоящие слова, а чтобы вместе указать и на свое достоинство и усиленно упросить Бога придти; поэтому он и называет Его не только Богом, но и Господом сил, т.е. сил небесных. Но зная по вдохновению Духа Св., что таинство воплощения Христова на некоторое время отсрочено, он называет гневом то, что молитва его в то время не достигла цели.

Беседа на псалом 79.

Блж. Феодорит Кирский

Господи Боже сил, доколе гневаешися на молитву раб Твоих

Долго ли, Владыка, будешь отвергать мои моления, гневаясь на прегрешения мои? Рабом же Божиим именует народ; ибо другие толковники, вместо слов: на молитву «раба Твоего», поставили: на молитву народа Твоего.

Евфимий Зигабен

Господи Боже сил! доколе гневаешися на молитву раб Твоих

Глагол: гневаться, употребил вместо: не призираешь, предыдущим выражая последующее; ибо следствием гнева бывает то, что не смотрят на прошения оскорбителей своих. Доколе, говорит, Господи, Царь сил не смотришь на прошение молитвы, которые приносим Тебе.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Господи Боже сил, доколе гневаешися на молитву раб твоих

Понеже видел Пророк, коль великий гнев со стороны Бога возгорелся на народ согрешивший, и потому не скоро надеялся услышан быть: сего ради от лица всех людей сильнее молится, глаголя: Господи Боже сил, доколе гневаешися на молитву раб Твоих? В Еврейском тексте слова сии сильнее выражены так: доколе дымится гнев Твой на молитву раб Твоих? Здесь подразумевается скрытное противоположение между дымом Божия гнева и между курением жертвенным, которое употребляемо было под стихиями закона: так, как бы сказано было, что оное курение способствовало ко очищению воздуха, а противный оному дым помрачает небо, дабы молитвы и стенания людей не доходили к Богу. В сем разуме сказал и Иеремия, как читаем в Плаче его: покрылся еси облаком, да не дойдет к Тебе молитва (Плач. 3:44). Но здесь встречается вопрос: чего ради верные, прибегая к Богу, нарицают Его гневливым и как бы неумолимым? Ибо не токмо жалуются, что не услышаны, но и говорят, что Бог, будучи призываем, гневается, так как бы с намерением презирал благочестивых молитвы. Да и чего ради сам Бог не скоро слушает верных, когда Сам же милостиво обещает и толикократно в Писании подтверждает, что молитвы рабов Его не тщетны будут? Где убо обетование оное: и будет прежде неже воззвати им, Аз услышу их, и еще глаголющим им, реку: что есть? (Ис. 65:24). Сей вопрос решится тем, что Бог часто помощь Свою отлагает на время, искушая терпение рабов Своих. Пророк убо, по человеческому чувству, представляет Бога невнемлющим молитве, не с тем однако намерением, чтоб оставить молящихся во мнении сем (ибо иначе пресек бы им путь к Богу), но дабы понудить прилежнее молиться и возносить мысли свои к небу, а между тем возвергать печаль свою на Бога и ожидать от Него благовременныя помощи.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

Господи Боже сил, доколе гневаешися на молитву раб Твоих

Или еще долго Бог в гневе своем будет отвращать лице Свое от народа, не препятствовать бедственному его положению и торжественному высокомерию соседних языческих народов? На молитву – когда Бог гневается на молящихся, то Он гневается и на их молитву.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Господи Боже сил, доколе гневаешися на молитву раб твоих

Надолго ли Ты оставил нас? Ты напитал нас слезами и сделал посмешищем для врагов

«Гневен к молитвам» - не исполняешь прошений, выраженных в молитвах.

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 5–6 Господи Боже сил, доколе гневаешися на молитву раб Твоих? Напитаеши нас хлебом слезным, и напоиши нас слезами в меру

Когда люди грехами и беззакониями своими возбудили против себя праведный гнев Божий, то, вместе с тем, и молитвы, и жертвы их становятся противны Богу и являются как бы оскорблением величия Божия: Бог не только не внемлет таким молитвам, но и обращает гнев Свой на них, как это выражено полнее и яснее у пророка Исайи (Ис. 1:15). Выразив эту мысль словами: Господи Боже сил, доколе гневаешися на молитву раб Твоих, – псалмопевец выражает далее тяжесть бедствий, которым попустил Господь подвергнуться народу Своему, и сравнивает эти бедствия со слезами, которыми подвергшиеся бедствиям люди удовлетворяют голод и жажду, вместо хлеба и воды. А чтобы никто не представлял эти бедствия как наказание Божие, в преувеличенном виде, слишком великими и тяжкими, псалмопевец говорит, что Господь посылал наказание в меру, т.е. соразмерял наказание, как должное воздаяние, хотя и тяжкое, но соразмерное тяжести грехов и беззаконий, или, что то же, наказывал по мере грехов. «Ты, Господи, – говорит он, – напитал их хлебом слезным и напоил их слезами в большой мере» (по пер. с евр.).

Объяснение священной книги псалмов.