Толкования на Пс. 79:14

Свт. Иоанн Златоуст

Озоба и вепрь от дубравы, и уединенный дивий пояде и

Диавол называется не только львом за его хищность, змием – за яд злобы, но и именами других зверей, упоминаемых в божественном Писании; он, обитающий в бесплодных лесах не­честия, называется и вепрем за его радость при виде мерзостей не­честия, а также живущим в уединении, как один возгордившийся против Бога, и диким, как звероподобный и свирепый. Он-то ра­зоряет иудейскую синагогу с тех пор, как разрушена ее ограда, т.е. с тех пор, как Христос положил конец жизни законной, они составляют теперь достояние врага, так как не имеют ни закона, ни жертвенника, ничего другого, относившегося к богослужению.

Беседа на псалом 79.

Блж. Феодорит Кирский

Озоба и́ вепрь от дубравы и уединенный дивий пояде и́

Сим означил Пророк разныя нашествия Ассириан; потому что Салманассар и Сеннахирим разорили другие города, а Навуходоносор, осадив Иерусалим, избегших смерти отвел рабами в плен. И поелику Израиля называл Пророк виноградом; то, сообразно с сим, врага его наименовал диким вепрем; потому что зверь этот особенно вредит винограду. Уединенным же дивиим называет вепря, живущаго особо, который свирепее других вепрей, как удаляющийся общения с ними. Поэтому и Навуходоносора, который был свирепее других царей, справедливо назвал уединенным дивием.

Евфимий Зигабен

Озоба и вепрь от дубравы, и уединенный дивий пояде и

Озоба и вепрь от дубравы

По словам Феодорита вепрем здесь называется вавилонский царь Навуходоносор, потому что он на подобие свиньи находил удовольствие в грязи сластей и в других нечистотах. А дубрава или роща есть Вавилон, как сгущенный на подобие рощи от множества жителей его, как бесплодный для добродетелей и как служивший жилищем мысленным зверям, т. е. страстям, или злым духам.

и уединенный (одинокий) дивий (зверь) пояде и

Давид здесь под именем одинокого дикого, т. е. дикого кабана разумеет того же Навуходоносора; одинокого, как пришедшего на иудеев войною без других помощников; дикого, как употреблявшего против евреев зверскость и бесчеловечие; так как одинокий есть кабан, который ходит один, от чего и называется одинокий; он не соединяется с другими зверями по причине чрезмерной дикости своей, и дикий кабан особенно вреден для винограда. Феодорит и другие лесным вепрем называют Салманассара, царя Ассирийского, который еще до Навуходоносора поработил Самарян, поелику и он повредил отчасти евреям. Но Навуходоносор совершенно после истребил их.

Слова вел. Василия: Виноградом могут быть и человеческие души, оградою — ограждение заповедями, и охранение Ангелами. Итак, каждый из нас, имеющий святого Ангела, ополчающегося окрест боящихся Господа, да не окажется чрез истязание за грехи заслуживающим отнятие ограды, и да не лишится остенения и охранения от святых сил, которые, во все время своего пребывании при охраняемых ими, сберегают их в целости. Ибо когда Бог ограждает нас неизреченными некиими вспомогательными средствами, тогда мы не бываем проходимы и подобны пути для нечистых духов и готовы на расхищение. Но душа, лишившись сей защиты, подлежит расхищению от врагов, т. е. враждебных действий и попранию говорящего с хвастовством: что, обойдя поднебесную, вот я пришел; потому что от бесплодной души отступает Дух Святый, падают ограды — Ангельские пособия, входят странники проходящие мимо нас — приводящее к (пагубному) познанию грехов — силы. Она отдается в пищу нечистым демонам, которые и поедают ее, лишая ее умственного благоплодия. И страсти, возобладав ею, повреждают ее на подобие бессловесного вепря, устремляющегося к мерзостям и валяющегося в сих. Это и в псалме сказано о винограднике повреждаемом одиноким и диким вепрем, отличающимся злобою и лукавством и исполненным скверного гpеxa. Слова Феодорита: Виноград весьма повреждает свинья, хотя бы она была общая и домашняя, а особенно дикая и живущая в горах, а если будет из числа диких и одинокая, то она еще более вредна. Ибо таковые звери бывают сильны, каковы и волки, ибо одинокие и сами по себе живущие причиняют больше вреда в высшей степени.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Озоба и вепрь от дубравы, и уединенный дивий пояде и

См. Толкование на Пс. 79:13

Еп. Ириней (Орда)

Озоба и вепрь от дубравы, и уединенный дивий пояде и

Озоба – попортил, повредил. Несомненно, что вепрь от дубравы (кабан дубравный) означает определенного врага, вероятно, Ассура. Уединенный дивий – кабан полевой, у греческих писателей часто называемый μονιος, т.к. живет не в стадах, но одиноко. Дикий кабан на востоке – наибольший враг виноградников, в одну ночь он может произвесть страшные опустошения.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Прот. Сергий Терновский

Озоба и вепрь от дубравы, и уединенный дивий пояде и

Уединенный дивий. По Феодор.: вепрь пустынный, дикий, который жесточе других, он означает Навуходоносора.

Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви.

Лопухин А.П.

Озоба и вепрь от дубравы, и уединенный дивий пояде и

См. Толкование на Пс. 79:13

Прот. Григорий Разумовский

Озоба и вепрь от дубравы, и уединенный дивий пояде и

См. Толкование на Пс. 79:13