Толкования на Пс. 80:4

Свт. Афанасий Великий

вострубите в новомесячии трубою, во благознаменитый день праздника вашего

Вострубите в новомесячии трубою. Как древле израильтяне, взяв трубы чувственные, трубили во время новомесячия, потому что повеление это дал Бог, и служило это свидетельством об освобождении их от египетского рабства; так и народ новый, взяв трубу евангельскую, вещание которой изыде во всю землю (Рим. 10,18), приемлет повеление вострубить в новомесячии, т. е. в обновлении ума своего, исповедуя и свидетельствуя тем, что Бог и его освободил из духовного Египта, то есть от власти тьмы.

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 4-5 вострубите в новомесячии трубою, во благознаменитый день праздника вашего: яко повеление Израилеви есть, и судба Богу Иаковлю

Пророк ясно говорит, что тот, кто нахо­дился под законом, должен был трубить трубою в новомесячие, но не во все месяцы, почему Давид и упомянул о дне благознаменитом, разумея первый день седьмого месяца. Этот именно день и есть благознаменитый, т.е. намеченный законом, в котором гово­рится о нем следующим образом: «в седьмой месяц, в первый [день] месяца да будет у вас покой, праздник труб, священное собрание [да будет у вас]» (Лев.23:24). Потому и теперь псалмопевец говорит далее: «ибо таково повеление Израилю и определение у Бога Иакова», свидетельствуя, что он высказывает не новое что-нибудь, а следует древнему узаконению. Хотя он упо­минает о новомесячии в настоящем времени, но несомненно разу­меет под ним время пришествия Спасителя. «Кто во Христе», говорит Павел, «тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2Кор.5:17). Трубою пророк называет евангельскую проповедь, а благознаменитым днем – Господню пасху. Поэтому Акила переводит: (в день) полнолунный, а Симмах: (в день) месячный, и тот и другой, разумея пятнадцатый день месяца. В этот день по закону трубить не следовало; следовательно, пророк подразумевает день, в который пострадал за нас Христос. Будучи предан в четыр­надцатый день, во время ветхозаветной пасхи, Христос в следующий день, т.е. пятнадцатый, пострадал на кресте. Этот день пророк и называет новомесячием и полнолунным, как начало и вместе исполнение времени, в которое совершилось наше спасение. В этот день он повелевает трубить, т.е. благовествовать, и говорит, что это повеление Израилю, и не просто повеление, а «определение у Бога Иакова», потому что, восприяв от креста власть действовать, Он утвердил евангельскую проповедь, почему и говорит апостолам: «когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин.12:32).

Беседа на псалом 80.

Прп. Максим Исповедник

вострубите в новомесячии трубою, во благознаменитый день праздника вашего

Что означает иносказательное речение пророка: Трубите в новомесячие трубою, в благознаменитый день праздника нашего? Что такое благознаменитый праздник?

Слово повелевает, чтобы учители Церкви трубили словом учения; трубили трубой, то есть мертвостью тела; в новомесячие, то есть в новолуние, ибо месяцем называется луна. А благознаменитый праздник — это праздник труб, совершавшийся у иудеев в седьмой месяц (Лев. 23, 24). На десятый же день этого месяца они соблюдали пост умилостивления, а на пятнадцатый совершали праздник Поставления Кущей. Мы же совершаем эти празднества духовно. Так, мы [тоже] празднуем благознаменитый день Евангелия в седьмой месяц, то есть по седьмому закону — [закону] благодати. Ведь, [если считать] сначала, [Творец] всего Бог даровал человеческой природе семь законов: два закона Адаму — до преступления не вкушать плодов древа , а после преступления есть хлеб в поте лица (Быт. 3,19); третий закон Ною; четвертый — при Аврааме, то есть [закон] обрезания; пятый — [закон] Моисеев; шестой — пророческий; седьмой же — евангельский, по которому мы в начале [нашего] просвещения приносим Богу начатки плодов добродетели. Ведь и [служившие] Закону приносили Богу начатки плодов в первый день месяца. На десятый день месяца мы совершаем пост умилостивления, тайноводствуемые ради имени Господа нашего Иисуса, ставшего нам умилостивлением , постимся от всякого зла; на пятнадцатый же [день] совершаем праздник Кущей: ведь мы представляем таинству, согласно Господу нашему Иисусу, пять воспринимающих сил души, чтоб они ничем чувственным не были заняты, но, соединенные с самим Господом, в Нем обретаем зрелость добродетелей.

Вопросы и затруднения.

Блж. Феодорит Кирский

Ст. 4-5 Вострубите в новомесячии трубою, во благознаменитый день праздника вашего. Яко повеление Израилеви есть, и судьба Богу Иаковлю

Трубы Бог повелел иметь в употреблении священникам, напоминали же они народу трубы на горе. Ибо, когда Бог всяческих беседовал на горе Синае, тогда, сказано, «глас трубный глаголаше зело» (Исх.19:16). О сем-то Богоявлении напоминали народу священники, употребляя трубы. Поэтому, изображаемые в псалме семь возвратившихся из плена и сподобившихся Божественной помощи справедливо убеждают вместе с другими орудиями употребить и трубы.

Евфимий Зигабен

Вострубите в новомесячии трубою, во благознаменитый день праздника вашего

У евреев был закон, чтобы в первый день седмого месяца, а по нашему сентября, каковой день был новомесячие, в воспоминание той небесной трубы, которая трубила на горе Синайской во время снисшествия на нее Бога, священники трубили трубою. Итак пророк Давид по подражанию сему закону в переносных словах заповедует теперь Апостолам трубить трубою языка своего, или проповедывать о воскресении Христовом, и это делать в новомесячии т. е. в день воскресения Христа, в который обновлена тварь. Сей то день воскресения назвал днем благознаменитым, т. е. нарочитым, или знаменитым—праздничным; потому что воскресение по истине есть самый знаменитый день, как праздников праздник и торжество торжеств, как говорит Григорий Богослов в слове на пасху. И Моисей также сказал о сем новомесячии: и в месяц седмый первый день месяца нарочитый, святый будет для вас, день значительный будет у вас (Числ. 29,1)

По сказанию Никиты, три праздника были седмого месяца: в 1й день месяца— праздник труб, в 10й—очищения и в 15 поставления кущей. Новомесячие есть образ будущего века, труба—образ Архангельского трубного гласа от Бога, который имеет воскресить всех мертвых. Новомесячие есть также образ того нового времени, в которое пришел Христос. Итак, как евреи трубили в новомесячие для изображения освобождения своего из Египта и слышания труб, когда Бог снизшел на гору Синай; так и христианам повелевается трубить трубами Евангельскими в Христово и обновление ума для возвещения что чрез самого Христа они освободились от мысленного рабства Египту, то есть, тьмы и rpеxa. Евсевий присовокупляет, что Давид повелевает здесь Апостолам и проповедникам не подражать иудеям в других наблюдениях и праздниках (т. е. очищения и пocтaнoвлeния кущей), но только в празднике труб, т. е. в том, чтобы только трубили людям о спасительном слове посредством проповеди. Другой говорит, что здесь недостает союза: как, чтоб читать: трубите, как в новомесячие и как в благознаменитый день.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

вострубите в новомесячии трубою, во благознаменитый день праздника вашего

См. Толкование на Пс. 80:2

Лопухин А.П.

вострубите в новомесячии трубою, во благознаменитый день праздника вашего

См. Толкование на Пс. 80:3

Прот. Григорий Разумовский

вострубите в новомесячии трубою, во благознаменитый день праздника вашего

См. Толкование на Пс. 80:2