Толкования на Пс. 80:5

Свт. Иоанн Златоуст

яко повеление Израилеви есть, и судба Богу Иаковлю

См. Толкование на Пс. 80:4

Блж. Феодорит Кирский

яко повеление Израилеви есть, и судба Богу Иаковлю

См. Толкование на Пс. 80:4

Евфимий Зигабен

Яко (таково) повеление Израилеви есть, и судьба (суд) Богу (от Бога) Иаковлю

Замечай, читатель, порядок у Давида и премудрость Св. Духа: соединив с заповедью закона Евангелие о воскресении Господа, он опять говорит о законе, и таким образом низводит слово к евреям; я, говорит, заповедую о том потому, что таково повеление было народу израильскому от Бога, и что таков суд, т. е. постановление Бога Иаковлева; какое?—Трубить в благознаменитый праздник.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Ст. 5-6 яко повеление Израилеви есть, и судьба Богу Иаковлю. Свидение во Иосифе положи е, внегда изыти ему от земли Египетския: языка, егоже не ведяше, услыша

Пророк приводит причину, чего ради повелевает петь и играть на мусикийских орудиях в день праздников, и говорит, что Сам Бог заповедал сие, когда изводил народ из земли Египетския. Ибо хотя и ничего не требует от людей, однако хощет жертвы хвалы в воспоминание благодеяний Своих. Сего ради положил закон и дал повеление, которое народ Израильский должен хранить из благодарности и из почтения к Богу. Повеление, судьба и свидение одно и то же означают здесь, так как Израиль, Иаков и Иосиф берутся за весь народ Израильский, который так назван от имени родоначальников своих. Оныя слова, языка, егоже не ведяше, услыша, означают язык Египетский, и положены для увеличения Божия благодеяния. Ибо нет ничего неприятнее, как жить между народом, котораго язык неизвестен. А как язык делает главный союз в человеческих обществах и есть аки некое зеркало, изображающее мысли человека, то люди, не имеющие взаимнаго употребления языка, бывают подобны диким зверям и чужды между собою. Почему и Исаия, угрожая народу тяжчайшим наказанием, говорит, что приидут на него враги, имущии глас глубокий, яко не слышати людем уничтоженным, и не разумети смысла (Ис. 33:19). Таким образом Пророк показывает, какое оказал Бог благодеяние народу, когда избавил его от Египтян, коих он не знал языка.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

яко повеление Израилеви есть, и судба Богу Иаковлю

В ст. 5-6 псалмопевец указывает основания своего приглашения к такому празднеству; Сам Бог заповедал это при исходе из Египта. Повеление – именно прославлять, особенно трубить трубою в новый год; судьба – этот праздник есть право для Бога, Он может требовать его, и требует, так как Он предписал его.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 5–6 Яко повеление Израилеви есть, и судба Богу Иаковлю. Свидение во Иосифе положи е, внегда изыти ему от земли египетския: языка, егоже не ведяше, услыша

Слова повеление и судба означают здесь почти одно и то же и переведены (с евр.): первое – словом «закон», а второе «устав». Свидение переводится здесь словом «свидетельство». Под именем Иосифа (как и в Пс. 76:16) разумеется здесь весь израильский народ, который временно переселен был Богом в Египет чрез посредство Иосифа, сына Израилева. Выражение: языка, егоже не ведяше, услыша, – толкуется различно. Одни, как Ириней Псковский, говорят, что сими словами означается язык египетский, который, как неизвестный евреям, отчуждал последних от египтян, а потому избавление евреев от того языка, которого они не знали, было для них своего рода особенным благодеянием Божиим. Другие же как Евфимий Зигабен, согласно с блж. Феодоритом и св. Афанасием, под языком, которого евреи прежде не знали, разумеют глас Божий, который они, вышедши из Египта в пустыню, услышали в первый раз раздавшимся с горы Синайской, при даровании Закона [7, с. 649; 6, с. 390; 3, с. 272]. Согласное с этим последним толкованием и в том же смысле (гласа Божия) употребленное выражение встречается и в богослужении нашей Православной Церкви: «языка, егоже не ведаше, услыша Богородица» (стихира на «Господи, воззвах» праздника Благовещения). Таким образом, в изречениях настоящих двух стихов выражена причина, почему должно радостно праздновать и благодарно славословить Господа, почему в благознаменитый день праздника нужно трубить трубою и петь псалмы с восклицанием Богу Иакова. Ибо, говорит пророк, это закон для Израиля и устав от Бога Иаковлева. Он установил это во свидетельство для Иосифа, т.е. для потомков Иосифа, или, что то же, – народа израильского, когда он вышел из земли египетской в пустыню, где услышал звуки языка, которого не знал, т.е. небесные звуки языка Божественного, которого он так убоялся, что, став вдали от горы Синайской, говорил Моисею: «говори ты с нами, и мы будем слушать, но чтобы не говорил с нами Бог, дабы нам не умереть» (Исх. 20:18–19).

Объяснение священной книги псалмов.