Толкования на Пс. 80:6

Свт. Афанасий Великий

Свидение во Иосифе положи е, внегда изыти ему от земли Египетския: языка, егоже не ведяше, услыша

Языка егоже не ведяше услыша. Народ, исшедши из Египта, услышал язык, которого прежде не знал. Какой же это язык? Не глас ли Божий к народу и на горе?

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Свидение во Иосифе положи е, внегда изыти ему от земли Египетския: языка, егоже не ведяше, услыша

О каком Боге Иакова говорит пророк? О котором говорил он раньше. Как же он говорит: «когда он выходил из земли Египетской»? Говорит так потому, что Иосиф был образом Христа – по зависти к нему братьев, по продаже, по добровольному рабству, по поклонению ему звезд и по многим другим событиям, которые можно указать в его жизни; пророк хотел показать, что Иосиф был свидетелем и памятником Христа, и что как его, так и Христа преследовали непрестанными кознями. Возвратившись, по смерти Ирода, замышлявшего убить Его, из Египта, Христос скрывается в Галилее из-за страха пред Архелаем, который также после Ирода злоумышлял против Него.

«Он слышал… язык…, которого не знал». Какого? Языка клеветников; его Христос не знал, не в том смысле, что послед­ний ему был неизвестен, а в том, что Он не слушал лжи, по­тому что ложь чужда Богу. Но став человеком, Он по необходи­мости однако слышал клеветников, когда Его судили. И в этом отношении Иосиф был прообразом Христа, потому что и он слы­шал, как жена египтянка говорила ему: «ложись со мной» (Быт.39:12), но не знал слов говорившей, так как не согласился с нею.

Беседа на псалом 80.

Блж. Феодорит Кирский

Свидение во Иосифе положи е, внегда изыти ему от земли Египетския: языка, егоже не ведяше, услыша

«Свидение во Иосифе положи е, внегда изыти ему от земли египетския». Иосифом Пророк называет здесь весь народ. Поелику Иосиф был виновником вшествия их во Египет; то его именем нарек и народ; сказует же, что Бог законоположение сие дал народу, освободив его из Египта. Потом исчисляет оказанныя благодеяния.

«Языка, егоже не ведяше, услыша». Ибо никогда прежде не сподобившись внимать божественному гласу, услышал оный, в пустыне приемля закон.

Евфимий Зигабен

Свидение (свидетельство) во Иосифе (для Иосифа) положи е

По словам Евсевия, именем Иосифа Давид называет весь израильский народ; так как Иосиф был благодетель и питатель израильского народа, как мы сказали в 76м псалме, при изъяснении слов: сынов Иакова и Иосифа. Поставил, говорит, израильскому народу во свидетельство, т. е. в закон Бог обратил сие—трубить, как говорит Евсевий, в новомесячие.

Внегда изыти ему из земли египетския

Тогда, говорит, дал Бог, народу вышесказанное повеление и свидетельство, т. е. трубить, когда сей народ вышел из Египта и находился в пустыне Синайской.

Языка, егоже не ведяше, услыша

Тогда, говорит, Бог определит вышесказанное постановление, когда народ израильский услышал язык, доселе ему неизвестный, где языком называет голос Божий, определивши ему десятословие при шуме, по словам Феодорита, сильном и великом; когда и весь народ, слыша его, убоялся и, став вдали от горы Синая, сказал Моисею: говори ты с нами, а Бог пусть не говорит к нам, чтобы нам не умереть (Исх. 20,19). Выражение: которого не знал, употреблено вместо: необыкновенный и странный; ибо таков был голос Божии, который тогда услышал народ еврейский.

И мы, доколе находимся в Египте, не удостаиваемся Божественного гласа; а когда оставим телесное и облегчим лежащие на нас бремена греха, тогда услышим голос Божий (у Никиты).

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Свидение во Иосифе положи е, внегда изыти ему от земли Египетския: языка, егоже не ведяше, услыша

См. Толкование на Пс. 80:5

Еп. Ириней (Орда)

Свидение во Иосифе положи е, внегда изыти ему от земли Египетския: языка, егоже не ведяше, услыша

Чтобы сделать понятною цель такого установления, псалмопевец сначала напоминает о великом благодеянии, какое уже заключалось для Израиля в освобождении его из чужой земли, где он переносил тяжелое рабство. Свидение может значить «закон», засвидетельствование воли, и тогда смысл будет: Бог дал этот закон новолуния и т.д.; – или же: он есть свидетельство в тесном смысле: Бог установил это (т.е. торжествовать, трубить трубою и проч.), дабы это было свидетельством, как о благодеяниях Божиих, о коих оно напоминало, так и свидетельством против народа, который этим трубным звуком должен был возбуждать себя к сознанию своей виновности.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Прот. Сергий Терновский

Свидение во Иосифе положи е, внегда изыти ему от земли Египетския: языка, егоже не ведяше, услыша

Языка, его же не ведяше, услыша. Народ, вышедши из Египта, услышал язык, которого прежде не знал. По Афан.: это глас Божий на горе. Ст. 8. В скорби призвал Мя еси, и избавих тя, услышах тя в тайне бурне. В тайне бури - время скрытого нападения, когда среди мрака ночи Ангел погубляющий поразил первенцев египетских, Я слышал вопль твой; то есть этим доказал, что услышал вопль твой.

Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви.

Лопухин А.П.

Свидение во Иосифе положи е, внегда изыти ему от земли египетския: языка, егоже не ведяше, услыша

«Он установил это во свидетельство». Праздник Пасхи установлен Богом для свидетельствования о том поворотном пункте в жизни евреев, который совершен Его сверхъестественной силой. Празднование Пасхи, поэтому, всегда должно было напоминать евреям о Боге и укреплять веру в Него, как своего единственного и всемогущего защитника.

Прот. Григорий Разумовский

Свидение во Иосифе положи е, внегда изыти ему от земли египетския: языка, егоже не ведяше, услыша

См. Толкование на Пс. 805