Толкования на Пс. 80:9

Свт. Афанасий Великий

Ст. 9-11 Слышите, людие Мои, и засвидетелствую вам, Израилю, аще послушаеши Мене: не будет тебе бог нов, ниже поклонишися богу чуждему. Аз бо есмь Господь Бог твой, изведый тя от земли Египетския: разшири уста твоя, и исполню я

Слышите, люди Мои. Предлагает народу увещание, чтобы соделался он послушным Богу. И если исполнить это, то не поработает богу иному, и сам Господь не будет ему Бог нов, потому что Он есть Бог, древле избавивший их из Египта. Расшири уста твоя, и исполню я… Покоряющимся Ему обещает и чувственные и духовные снеди.

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 9-11 Слышите, людие Мои, и засвидетелствую вам, Израилю, аще послушаеши Мене: не будет тебе бог нов, ниже поклонишися богу чуждему. Аз бо есмь Господь Бог твой, изведый тя от земли Египетския: разшири уста твоя, и исполню я

Если вы желаете называться народом Божиим, то слушайте Его заповедь, чтобы обладать этим великим достоинством. Впрочем следует узнать, что именно Он свидетельствует. «Израиль…, если бы ты послушал Меня! Да не будет у тебя нового бога, и да не поклонишься богу чужому. Ибо Я – Господь Бог твой, изведший тебя из земли Египетской: открой уста Твои и Я наполню их».

Слова: «если бы ты послушал Меня» Бог предпослал для того, чтобы показать, кто Он, зная наперед их нечестие, не лишает их воз­можности обращения. Если они желали, то могли раскаяться. Предве­дение Божие не препятствует покаянию, потому что Бог знает на­перед и то, что грешникам можно раскаяться, если они пожелают. Впрочем, пророк указывает на нечто новое и таинственное, или, точнее сказать, Бог чрез пророка. Что, в самом деле, Бог свиде­тельствует народу иудейскому? То, что если послушает Его. Кого – Его? Того, свидетелем о ком был Иосиф; Того, чьи руки потруди­лись в корзине. Тогда не будет у них нового Бога, и они не по­клонятся Богу чуждому. Действительно, Христос для них был не новый Бог, и не чуждый: Он извел их из земли египетской, Он был изначала, Он будет и потом, как засвидетельствовал Бог чрез пророка Исаию, говоря: «Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога» (Ис.44:6). Спасителем же, без всякого сомнения, называется воплотившийся для спасения рода человеческого. «Открой уста Твои и Я наполню их». Почему указывается не на уши, не на сердце, а на уста? Потому что сошедшее с небес Слово стало хлебом жизни, и если кто, раскрыв уста, благоговейно принимает Его, то исполняется богопознания.

Беседа на псалом 80.

Блж. Феодорит Кирский

Ст. 9-11 Слышите, людие Мои, и засвидетелствую вам, Израилю, аще послушаеши Мене: не будет тебе бог нов, ниже поклонишися богу чуждему. Аз бо есмь Господь Бог твой, изведый тя от земли Египетския: разшири уста твоя, и исполню я

«Слышите людие Мои, и засвидетельствую вам». Поэтому, дознав опытом силу Мою, с готовностию приими предписываемые тебе Мною законы. Сей опыт служит для тебя свидетельством, предвещающим тебе наказание за непокорность и пользу благопокорности.

«Израилю, аще послушаеши Мене:» «Не будет тебе Бог нов, ниже поклонишися Богу чуждему». «Аз бо есмь Господь Бог твой, изведый тя оть земли египетския». Тоже заключается и в предначатии закона; ибо сказано: «Аз есмь Господь Бог твой, изведый тя от земли египетския. Да не будут тебе бози инии разве Мене» (Исх.20:23). Посему и здесь повелевается поклоняться Богу, не чуждому и новому, но даровавшему им избавление. Сие же служит к обличению безумия Ариева и Евномиева. Ибо, если Единородный не единосущен, то, по справедливости, будет назван чуждым. И если было, когда Его не было, то Он новый, а не вечный. А посему Арий и Евномий явно преступают Божественный закон, покланяясь Богу чуждему и новому. Но не время обличать их умоизступление; впрочем и сего достаточно к обличению их беззакония.

«Разшири уста твоя, и исполню я,» то есть, соделай себя благопокорным, соблюдая благопокорность, и приимешь обилие благ. После сего начинает речь обвинительную.

Евфимий Зигабен

Слышите, людие Мои, и засвидетелствую вам, Израилю, аще послушаеши Мене

Слышите, людие мои, и засвидетельствую вам

Христос называет народом своим евреев; так Он и в Исходе сказал о предках их: будете Мне народом моим собственным (Исх. 19,5), то есть, домашним. Или народом своим называет потому, что Он был сродник их по плоти: ко своим, говорит, пришел, и свои не приняли Его. (Иоан. 1,11)

Израилю, аще послушаеши Мене (то)

См. Толкование на Пс. 80:10

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Ст. 9-11 Слышите, людие мои, и засвидетельствую вам, Израилю, аще послушаеши мене: не будет тебе бог нов, ниже поклонишися богу чуждему. Аз бо есмь Господь Бог твой, изведый тя от земли Египетския: разшири уста твоя, и исполню я

Пророк, дабы лучше подвигнуть сердца Израильтян, облекает Бога в лице учителя и вводит Его посреде сонма глаголющаго, дабы ведал народ, что безполезны и смеха достойны те собрания, где не слышно Божия гласа, возбуждающаго к вере и благочестию. Слышите людие Мои. Сие предисловие вкратце научает, что неблагочестно праздничные дни препровождаются, ежели верные не будут внимательны к Божию гласу. А как Бог требует от нас, дабы и руки, и ноги, и очи, и все члены были посвящены Ему: сего ради начинает от слуха, и тако показывает, что Он не признает за своих почитателей тех, кои не суть ученики Его. Употребляя глагол, засвидетельствования, означает, что Он делает торжественный договор с народом, дабы имел достодолжное уважение к словам Его. Следующия за сим слова: Израилю, аще послушаеши Мене, сказаны отрывисто, как бывает в речах, возбуждающих страсти. Между тем прикровенно означает Бог, что Он вероломному народу не доверяет и не надеется, чтоб он послушал Его. Потом предлагает главную статью завета, котораго вся сущность состоит в том, чтоб народ Его единаго чтил. Израилю, аще послушаеши Мене, не будет тебе бог нов, ниже поклонишися богу чуждему. Сими словами Господь подтверждает то же, что и на других местах толикократно напоминает в законе и во Пророках, нарицая Себя ревнителем и не терпящим богов чужих, ниже сообщников чести. Но между тем припоминает купно, что основание истиннаго Богопочтения состоит в послушании. Потом присовокупляется причина, показывающая, что довольно для народа и того единаго Бога, Который извел его из Египта. Ибо сей имеют разум оныя слова: разшири уста твоя, и исполню я. Некоторые толковники относят слова сии к изобилию временных благ, яко обещает Бог почитателям Своим, так как бы сказал: разшири, елико можеши, уста и гортань твою, и исполню я всякаго рода благами.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

Слышите, людие Мои, и засвидетелствую вам, Израилю, аще послушаеши Мене

Израилю, аще послушавши Мене нужно принимать как желание.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 9–11 Слышите, людие мои, и засвидетелствую вам, Израилю, аще послушаеши Мене: не будет тебе Бог нов, ниже поклонишися богу чуждему. Аз бо есмь Господь Бог твой, изведый тя от земли египетския: разшири уста твоя, и исполню я

В изречениях этих стихов Господь Бог как бы непосредственно говорит к народу израильскому и, по силе заключенного с ним и неоднократно повторенного Завета, называет его людьми Своими. Люди Мои, послушайте Меня, говорит Господь, и Я буду свидетельствовать пред вами то же, что говорил некогда отцам вашим на горе Синайской. Израиль! О, если бы ты послушал Меня! В твоем послушании словам Моим заключается твое благополучие временное и блаженство вечное. Если бы ты пребыл навсегда в послушании Моем, то ты не допустил бы веры в нового, другого бога, и не стал бы поклоняться богу чужеземному. Один есть Бог истинный, Который наполняет небо и землю и Который является твоим всегдашним покровителем и защитником. Это Я – Господь Бог твой, Который вывел тебя из земли египетской. Зачем же тебе увлекаться чужеземными божествами, когда тебе стоит только раскрыть уста, чтобы они наполнились, достаточно выразить свои желания, и Я удовлетворю их, исполню, по благоволению Моему к Тебе, всяческих благ, не только духовных, но и вещественных. «Бог покоряющимся Ему, – говорит св. Афанасий, – обещает и чувственные, и духовные снеди» [3, с. 273].

Объяснение священной книги псалмов.