Толкования на Пс. 80:16

Свт. Афанасий Великий

Враги Господни солгаша Ему, и будет время их в век

Яснее сказать: поскольку народ солгал Господу, то настанет для него время наказания, и это есть время будущего века.

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Врази Господни солгаша Ему, и будет время их в век

Бог, гневаясь на иудеев, объявляет их своими врагами: «враги Господни солгали ему, и будут бедствия их во век». Какие враги? Те, о которых говорил Павел: «враги креста Христова, их конец – погибель» (Флп.3:18–19). Поэтому Бог выражает угрозу, что и время их, т.е. время наказания их, будет продол­жаться вечно. Чем же они солгали ему? Тем, что Он пришел к ним, как к своим, а свои Его, как говорит Иоанн, не приняли (Ин.1:11).

Беседа на псалом 80.

Блж. Феодорит Кирский

Враги Господни солгаша Ему, и будет время их в век

«Врази Господни солгаша Ему». Акила же перевел так: ненавистные Господа отрекутся. Ибо отречением от Владыки Христа навлекли на себя ненависть, соделали себя врагами Господа, солгав Ему, и преступив заключенные заветы. Ибо сказано, что по законоположении «отвещаша людие: вся, яже глагола Господь Бог, сотворим, и послушаем» (Исх.24:3). Таковы обещания, дела же прямо противны; потому что явившагося Владыку своего распяли. Но за нечестие получили они и возмездие – вечную гибель. Сие дало разуметь и пророчество.

«И будет время их в век». Яснее же перевел Симмах. Ибо сказав, что ненавистники Господа солгали Ему, присовокупил: но «будет время их в век». Временем же называет Пророк бедствия, ибо так имеют обычай говорить Сирияне и Евреи; так многие и у нас называют бедствия. – Посему сказует, что Иудеи не на какое либо определенное время подвергнутся сим бедствиям, но на век останутся лишенными Божией попечительности. Сходно же сие с началом седмьдесять третьяго псалма: «всякую Боже отринул еси до конца?» ибо и там предвозвестил Пророк совершенное отвержение Иудеев.

Евфимий Зигабен

Враги Господни солгаша Ему, и будет время их в век

Врази Господни солгаша Ему

Враги Креста Христова, по словам великого Павла, суть иудеи. Они лгали Ему, поелику называли Его: Равви, и умягчали слова свои такими сладкими именами, как мы сказали в 54м псалме при изъяснении слов: мягче елея слова их; но они это делали лицемерно. Или можно понимать иначе. Давид для того написал: лгали Ему, чтобы показать, что иудеи заражены прародительскою непокорностью. Ибо когда Бог давал в древности прародителям иудеев закон; то они обещались повиноваться во всем, что только Бог поставил им в закон, сказывая Моисею: все что сказал Бог, исполним и будем послушны (Исх. 19,8); но тысячекратно оказались лжецами, отвергнув слова и заповеди Божии. Может кто нибудь сказать и так, что иудеи, несмотря на то, что были родственниками Христа, по человечеству, оказались однакож врагами и противниками Его, доказывая тем ложное родство свое с Ним.

Другой говорит: Что значить лгать? когда от поля ожидали изобилия, а оно оказалось бесплодным: то мы говорим: это поле солгало (обмануло); ибо не принесло столько плода, сколько мы ожидали. Еще говорим: обманула делом (плодом) своим маслина, так должно думать и об Израиле. Надежда была, что он непременно и всегда будет приносить Богу плод благочестия; но напротив того он сделался зол. Феодор это место: лгали Ему называет подобным следующему: при множестве силы Твоей солгут Тебе враги Твои (Пс. 65,3), т. е. Я Бог столько смирил бы врагов Твоих, что сами враги мои, удивляясь моему попечению о вас и чести вашей, лгали бы, т. е. лицемерно представлялись бы участниками в вашем учении и вере (в изд. своде).

И будет время их в век. Евреи и Сирийцы, по словам Феодорита, обыкновенно временем называют бедствие, что делают многие и из нас. Итак Давид пророчествует здесь, что враги Христовы иудеи никогда не освободятся от бедствия. Или временем почитай время осуждения их, а под веком разумей будущий, ибо тогда они подвергнутся совершенному осуждению.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Врази Господни солгаша ему, и будет время их в век

См. Толкование на Пс. 80:15

Еп. Ириней (Орда)

Врази Господни солгаша Ему, и будет время их в век

Врази Господни – враги Израиля, так как враги его были и врагами Божиими. Солгаша – они услуживали бы израильтянам, подчинялись бы и служили им как побежденные, несмотря на внутреннее их отвращение.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Врази Господни солгаша ему, и будет время их в век

См. Толкование на Пс. 80:13

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 16–17 Врази Господни солгаша ему, и будет время их в век: и напита их от тука пшенична, и от камене меда насыти их

Под врагами Господними пророк разумеет здесь тех же врагов народа израильского, которые, ненавидя (как в пер. с евр.) народ Божий, ненавидели и Самого Бога, Покровителя и сильного Защитника сего народа (Втор. 33:29). Выражение солгаша ему с еврейского переведено (как и в означенном месте книги Второзакония, или как в Пс.65:3) словами: «раболепствовали бы», или «покорились бы ему», т.е. народу израильскому. Точно так же условно (в сослагательном наклонении) переведены и все другие сказуемые в изречениях этих заключительных стихов (как и в предыдущих стихах) псалма, именно: и будет время их в век, – «благоденствие их продолжалось бы навсегда»; напита их – «Я питал бы их», и насыти – «и насыщал бы их». Под именем меда от камене можно разуметь напоминание пророка о том меде, который пчелы производили в расселинах каменных гор и которым странствовавшие в пустыне евреи, по благоволению Божию, могли питаться в изобилии (Втор. 32:13). Точнее же, под этим медом нужно разуметь, по мнению св. Иоанна Златоуста и блж. Феодорита, воду, изведенную в пустыне из камня, не потому что бы она была похожа на мед, а потому, что такою показалась пившим ее евреям, потерпевшим до того времени продолжительную жажду и сухость от недостатка воды (Числ. 20:8) [7, с. 653; 6, с. 393]. Под именем же тука пшенична здесь разумеется тончайшая и чистейшая мука из лучшей пшеницы, называемая семидалом (Ис. 1:13), а по мнению блж. Феодорита, здесь «частию (пшеницы) пророк дал разуметь целое, и пшеницею означил даяние других плодов» (6, с. 393]. Св. Афанасий Александрийский под туком пшеницы разумеет духовную пищу, т.е. Самого Господа (Ин. 6:33, 51), Он же есть и Камень (1 Кор.10:4), а мед, истекавший из камня – божественные «глаголы Спасителя» (см. Пс. 118:103; Ин. 6:68) [3, с. 274–275]. Таким образом, смысл всех этих заключительных изречений псалма будет следующий: если бы Израиль слушал Меня, говорит Господь, если бы пребыл навсегда верен Завету Моему, если бы ходил Моими путями и не поклонялся чужим богам, Я исполнил бы все обетования Мои: Я не допустил бы, чтобы враги его притесняли и оскорбляли людей Моих, тогда все ненавидящие Господа покорялись бы и раболепствовали бы им, и благоденствие их продолжалось бы навсегда (в век); Я питал бы их туком пшеницы и насыщал бы их медом из каменной скалы.

Объяснение священной книги псалмов.