Толкования на Пс. 81:1

Свт. Афанасий Великий

Псалом Асафу

Содержание: Сказав в предыдущем псалме об отвержении народа, здесь яснее излагает причины, по которым Бог отверг израильтян.

Бог ста в сонме богов, посреде же боги разсудит

Бог ста в сонме богов. Богами назвал князей иудейских, именовавшихся сынами Божиими. Поэтому, Бог стал посреди них во время спасительного Своего пришествия, чтобы рассудить их, обличая дела их.

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Бог ста в сонме богов, посреде же боги разсудит

Кратко надписание псалма, потому что содержанием его слу­жит увещание творить правду и порицание тем, кто ей не следует. «Бог стал в сонме богов, дабы среди богов произвести суд«. И то служит великим доказательством любви к нам Бога, что Он, Творец, сообщил Свое название творению. Называемый Сам Богом в исключительном смысле, Он по благодати позволил также называться и тем, кто из любви к Богу, Владыке всего, хранит первоначальное достоинство. Потому и теперь пророк назвал богами начальников народа, о которых и Моисей говорил: «судей не злословь и начальника в народе твоем не поноси» (Исх.22:28). Тех из них, которые говорят истину и избегают лжи, которые блюдут достоинство пророка ли, священника ли, или вождя, Бог удостаивает такой части, что, как говорит псалмопевец, становится в их сонме; тех же, которые поступают недостойно полученной ими чести, судит «среди», т.е. пред лицом всей твари лишает их достоинства и чести и подвергает позору за то, что они, постав­ленные начальствовать, сами подчиняют себя нечестию. Таких началь­ников пророк далее с одной стороны порицает, с другой – уве­щает.

Беседа на псалом 81.

Блж. Феодорит Кирский

Псалом Асафу

В предшествовавшем сему псалме сказав об отвержении Иудеев, Пророк здесь ясно излагает и причины, по которым Бог отверг их, научая, без сомнения, и нас, что, если будем подражать им, то и сами подпадем тому же, или еще и худшему.

Бог ста в сонме богов, посреде же боги разсудит

Пророк наименовал богами князей иудейских, потому что им вверено было право судить; так называет их и закон: «богов да не злословиши, и князю людей твоих да не речеши зла» (Исх.22:28). Поелику, хотя в подлинном смысле судия есть Бог, но и людям дает власть судить; то, кому вверено сие, как уподобляющиеся в сем Богу, наречены богами. Но тех, которые не праведно судят, и весов суда не держат неуклонно, правдивый Судия обличает здесь, и предвозвещает будущий Свой правдивый суд.

Евфимий Зигабен

Бог ста в сонме богов, посреде же боги разсудит

Бог ста в сонме, богов

Христос, говорит, стал в собрании книжников, фарисеев и старейшин народа, которых Давид назвал здесь богами по причине начальственного и судебного их достоинства, как и Моисей назвал богами судей: Богов не злословь (Исх. 22,28) и мы сказали о том довольно пространно и подробно в 49 псалме, при изъяснении слов 1го стиха: Бог богов Господь возглаголал. А Григорий Богослов разумел сии слова иначе в слове на крещение.

По словам Григория Богослова, которого приводит сочинитель, и Василия, сии слова относятся ко второму явлению Христову, когда праведники возсияют как солнце; ибо тогда среди спасаемых станет Бог среди богов и царей, распределяя и разделяя достоинства тамошнего блаженства и различая, кто какой чести и обители достоин. Слова Феодорита: Поелику истинно судия есть Бог, и людям поручено (от Него) судить; то те, которым это вверено, названы богами, как действительно в том уподобляющееся Богу. Но праведный Судия обличает здесь неправедно судящих и не держащих весы правосудия неуклонно и наперед говорит о будущем праведном своем суде. Евсевия: Бог судит не на возвышенном месте и на подобие правителей, сидя, но нисходя к судимым и среди их стоя, Он подобен им по виду, как сделавшийся непреложно человеком.

Посреде же (народа) боги разсудит

Став, говорит, Христос открыто будет суд производить, то есть, обличать богов—начальствующих и судей народных; так как Христос и обличал их открыто, обвиняя их и говоря: горе вам книжники и фарисеи—лицемеры, что вы делаете то и то, как говорит о том Матфей подробно в 23й главе. Иудеи думают о сем так, что Бог стал среди начальствующих, поелику Он находится невидимо, и посему среди многих обличит их, то есть, чрез пророков, если они начальствуют и судят неправедно.

Слова Оригена: Жившим суетно приличен суд. Так сказано в другом месте: и будет судить среди народов; а святым— не суд, а нечто большее—различие, ибо различит их как царь в радостный день, награждая каждого достойного чести, кто достоин восстать в воскресение в виде солнца, кто в виде луны и кто в виде звезд. Итак станет в сонме богов, а не людей, т. е. живущих по обычаям человеческим и различит, кому из сих богов, иметь достоинство солнца, кому луны и кому звезд.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Псалом Асафу. Бог ста в сонме богов, посреде же боги разсудит

Надписание и содержание: Сей Псалом содержит увещание к судиям, дабы праведно судили. Но чтоб увещание могло иметь больше силы, вводится сам Бог, высочайший Судия, претящий казнию нижшим судиям, ежели они неправедно судить будут.

Святый Пророк провозглашает, что Бог, когда судии приговоры произносят, невидимо присутствует между ними и те приговоры их судит, справедливы ли они, или беззаконны. Сие поистинне великую пользу приносило бы судиям, если бы они прилежно помышляли, что все дела их пред лицем высочайшаго Судии открыты, и что Бог всегда предстоит присущ невидимым величеством Своим в сонме богов, то есть, в собрании или заседании судей: и когда судят они народныя дела, когда судят самых людей, тогда Бог, посреде их невидимо предстоя, судит их самих. Нарицает же судей богами потому, что они от Бога поставляются, и что сообщается им высокая власть судебная, которая свойственна единому Богу, глаголющу святому Иакову: един есть (Бог) Законоположник и Судия (Иак. 4:12).

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

Бог ста в сонме богов, посреде же боги разсудит

Бог Сам был царем израильского народа, и земные цари были только видимыми представителями Его. От Бога происходил как гражданский закон, так и всякая исполнительная власть в теократическом государстве; очень часто мы видим, как Бог непосредственными Своими действиями побуждал к исполнению Своих законов и наказаниями утверждал значение их. Как цари, так и все судии были только видимыми представителями Бога, во имя Его применявшими к частным случаям и осуществлявшими данный Богом закон. Как представители Верховного Судии Бога, в Ветхом Завете обыкновенные судьи неоднократно называются «богами» (Исх. 21:6,22:7, 8. ср. Втор. 1:17,19:17). Так они называются и в нашем псалме, и под «богами» здесь нельзя разуметь ни царей; ни правителей, ни языческих судей, но именно иудейских судей, и притом тех, которые забыли, что они должны судить во имя Божие, и поэтому справедливо, которые не чуждались подкупа и угнетали вдов и сирот. Такие судьи всегда были в израильском народе, как это доказывают обличения пророков; и в царствование Давида, именно в начале оного, были, конечно, такие, и поэтому нет решительного основания к сомнению, что псалом наш написан Асафом, современником Давида; впрочем он мог быть написан в позднейшее время и одним из потомков Асафа.

Псалмопевец представляет Господа, Верховного Судию, внезапно являющимся в собрании неправедных судей (в сонме богов), чтобы потребовать от них отчета в злоупотреблении своей властью, произвести суд над ними (рассудить).

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Бог ста в сонме богов, посреде же боги разсудит

При общности содержания псалма в нем нет препятствий считать его писанным во время Давида его современником и певцом Асафом. В псалме осуждается несправедливость судей. При начале царствования Давида факты последнего рода не могли быть редкостью, так как эпоха царствования Саула, особенно в последние его годы, когда и сам царь в своих отношениях к Давиду грубо попирал элементарные требования справедливости, могла только развращать судей, давая свободу проявляться их произволу, почему их решения не могли стоять на должной и требуемой законом высоте и беспристрастии.

Подобные явления могли совершаться и в последующе годы царствования Давида, на что указывает факт распространения в народе Авессаломом жалобы на несправедливость судей. Очевидно Авессалом имел под руками несколько подобных фактов, которыми воспользовался неумеренно, обобщив случайные явления до размеров господствующего и санкционированного царем направления судейской деятельности, т. е., создал клевету. К какому времени - началу ли царствования Давида или ко времени восстания Авессалома нужно относить написание псалма, точно установить нельзя.

Бог стал среди богов и грозно обличал последних в лицеприятии на суд, так как от этого колеблются основы внутренней жизни народа. За это судьи, не смотря на высоту своего служения, погибнут, как и всякий простой человек

«Бог стал в сонме богов». Под богами, как видно из контекста, разумеются люди, занимающиеся судебными делами, т. е. судьи: они допускают лицеприятие, как обыкновенные люди (ст. 2-4); не понимают и не знают возложенной на них ответственности; также подлежат смерти, как и всякий человек (ст. 5-7). Если же они называются богами, то по тому назначению, которое им дано Господом (ст. 6). Имя богов прилагается к судьям (как видно из Исх XXI:6) потому, что в их решениях должна слышаться воля Божия, приговоры их должны отличаться беспристрастием, согласованностью с Законом Бога, так что они являются как бы наместниками Бога на земле и через них говорит Сам Бог (Втор I:17). Бог представляется по псалму выступившим среди земных судей для оценки их деятельности и нашедшим, что последняя подлежит осуждению («произнес суд»).

Прот. Григорий Разумовский

Псалом Асафу

Таково же, как и надписание псалма 49 и некоторых других псалмов. Надписание сие указывает на принадлежность псалма Асафу как составителю его, а под именем сего Асафа нужно разуметь того славного певца Давидова пророка Асафа, именем которого надписаны 49-й и 78-й псалмы, с песнопениями которых настоящий псалом имеет большое сходство. Именно, он представляет собой обличительную проповедь против неправедных судей и мог быть вызван теми злоупотреблениями некоторых судей Давидовых, которые подали Авессалому повод возбуждать в народе сомнение в правосудии отца своего и недовольство всем его правлением (2 Цар. 15:2–6).

Бог ста в сонме богов, посреде же боги разсудит

Вся история израильского народа представляет собою теократию, т.е. государство, управляемое Самим Богом. От Бога, как верховной власти, происходил и весь закон гражданский, и всякая исполнительная власть в этом теократическом государстве. Как цари, так и все судьи и князья в нем были только видимыми представителям Бога, во имя Его применявшими к частным случаям и осуществлявшими данный Богом Закон. Поэтому все они, эти представители Верховного Судии Бога, в Ветхом Завете неоднократно называются богами (Втор. 1:17; Исх. 22:8, 28; 2 Пар. 19:6, ср. Ин. 10:35). Так, не кто другой, а именно те же иудейские судьи, и в сем псалме названы богами. И в царствование Давида, именно в начале его, были такие судьи, которые забыли, что они должны судить во имя Божие и потому – справедливо. К ним-то и относятся эти начальные слова псалма, в которых псалмопевец представляет Господа Бога, верховного Судию внезапно являющимся в собрании неправедных судей (в сонме богов), чтобы потребовать от них отчет в употреблении своей власти, произвести суд над ними: «Бог стал в сонме божием; среди богов произнес суд».

Объяснение священной книги псалмов.