Толкования на Пс. 81:2

Свт. Афанасий Великий

Доколе судите неправду, и лица грешников приемлете

Доколе судите неправду? Выставляет на среду неправду, какая оказана ими народу.

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Доколе судите неправду, и лица грешников приемлете

Хорошо пророк употребил в начале слово «доколе», желая показать, что они упорно пребывают в неправде, и не замечают долготерпе­ния Божия, и совершенно не обращают внимания, что время бежит и проходит, по истечении которого наступит казнь для неправедных. Потому они и судят неправедно и оказывают лицеприятие грешни­кам, тогда как повсюду следовало бы ставить лицо Бога, который желает правды и потому в каждом суде представляет Свое лицо, почему Моисей и говорил: «не бойтесь лица человеческого, ибо суд – дело Божие» (Втор.1:17). Почему пророк говорит: «лицеприятствовать грешникам»? Потому что всякий, старающийся извратить правду и на­строить суд против ближнего, на самом деле есть грешник, хотя бы и представлялся праведным. Псалмопевец вводит перемену тона, потому что переменяет порицание на увещание.

Беседа на псалом 81.

Блж. Феодорит Кирский

Доколе судите неправду, и лица грешниковь приемлете

Долго ли вам не произносить суда безпристрастнаго, отказываться же от того, чтобы обличать неправду людей сильных и беззаконных? долго ли презирать живущих в нищете и обидимых сильными?

Евфимий Зигабен

Доколе судите неправду и лица грешников приемлете

Здесь должно отвне подразумевать: говоря, и читать так: Бог стал в сонме Богов и среди (народа) рассудит богов, говоря: доколе судить вам неправду, то есть судить неправедно. Или, если выражение «доколе судить вам» принимать за выражение: оправдывать вам; то он говорит: доколе неправедно оправдывать вам неправедных. Глагол за сим: принимать вам, значит: уважать, и полная мысль будет такая: доколе уважать вам и стыдиться лиц неправедных и посему оправдывать их. И Моисей говорит в законе: не смотрите на лица на суде, (но) малому и великому суди, не стыдись лица человеческого, ибо суд Божий есть (Втор. 1,17). А лицеприятным называется тот, кто боится неправедных людей, по причине преимущества и достоинства их, как говорит Ориген: принимающий лица есть тот, кто уважает преимущество неправедных.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Доколе судите неправду, и лица грешников приемлете

Понеже на человеческих судах редко приемлется лице человека убогаго и праведнаго, а более уважается лице богатаго и неправеднаго, для того Пророк, или паче сам Бог укоряет судей за лицеприятие, глаголя: доколе судите неправду, то есть, доколе будете судить беззаконно? За сим присовокупляет и главную причину беззаконных судов, глаголя: и лица грешников приемлете, то есть, доколе будете недуговать лицеприятием? Откуду бо раждаются беззаконные суды, ежели не от того, что судии не столько взирают на заслуги, сколько на то, чтоб угодить людям богатым и сильным, кои и сами согрешают, что желают, дабы судии богатство и силу их предпочитали правосудию. Впрочем, принимать чье-нибудь лице на суде не что иное есть, разве такой произносить приговор, каковаго в противность правосудия желает или друг, или благодетель, или сродник. А сие то же есть, что взирать на лице человека, а не на законы правосудия.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

Доколе судите неправду, и лица грешников приемлете

В торжественной речи Бог указывает им на их несправедливости и внушает им их обязанности. Лица приемлете, т.е. смотрите на лица, на общественное положение, на подарки и т.д., а не на дело.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Прот. Григорий Разумовский

Доколе судите неправду, и лица грешников приемлете

Еще Моисей пророк, в Законе своем, от имени Божия говорил евреям: «Не различайте лиц на суде, как малого, так и великого выслушивайте: не бойтесь лица человеческого, ибо суд – дело Божие» (Втор. 1:17), и еще: «Не сотворите неправды в суде: да не приимеши лица нищего, ниже почудишися лицу могущего: по правде да судиши ближнему твоему» (Лев. 19:35, 15). Иудейские судьи, очевидно, забывали эти статьи Закона или не обращали на них должного внимания; при разборе тяжебного дела и постановлении судебного приговора, они принимали во внимание не сущность разбираемого дела, а угодливость тому или другому лицу, богатому или знатному, находящемуся с ними в родственных, дружественных и т.п. отношениях. В такой несправедливости и лицеприятии пророк, от имени Божия, и обличает здесь иудейских судей, говоря: доколе будете вы судить неправедно и оказывать лицеприятие нечестивым? Доколе будете смотреть на лица, на общественное положение судимых, на подарки или какие-либо свои выгоды, и т.д., а не на самое дело?

Объяснение священной книги псалмов.