Толкования на Пс. 81:4

Свт. Иоанн Златоуст

измите нища и убога, из руки грешничи избавите

О радующихся по поводу неправды и обиды говорится как о диких зверях, почему в другом месте сказано: «подстерегает в потаенном месте, как лев в логовище своем, подстерегает…, чтобы схватить нищего« (Пс.9:30). Поэтому тот, кто спасает бедного, получает честь и награду пастыря, разумеется – того пастыря, который предал себя за нас и избавил нас от мысленных зверей, а кто причиняет вред и обиды, ставится в ряд зверей. Желая усилить в нас заботливость об обижаемых, пророк присовокупил: «из руки грешника и избавьте его», чтобы мы спешили на защиту, если увидим слабого, творя­щего неправду и не имеющего сострадания. Грешник слаб, потому что оскорбил Бога; он лишен сострадания, потому что не щадит себя самого; если бы он имел сострадание к себе, то и не грешил бы; а так как он лишен его, то тем более не щадит ближнего.

Беседа на псалом 81.

Блж. Феодорит Кирский

Измите нища и убога, из руки грешничи избавите его

Под вашим начальством, когда вам вверено право суда, да не будет нищий отдан в руки обидчику.

Евфимий Зигабен

Измите нища и убога, из руки грешничи избавите его

Здесь смотри читатель, какое попечение и промышление Бог имеет о нищих и бедных, когда столь часто упоминает здесь о них чрез Божественного Давида. Измите, говорит, нищего и бедного, и избавьте того, которого притесняют руки грешника, т. е. обидчика, которого называют и здесь, как прежде, преимущественно грешником по причине великости греха обиды, причиняемой им братьям его.

Замечай, говорит Исихий, что сказав: измите бедного, говорит об обидчиках и любостяжателях, как о диких зверях. Ибо их то здесь означает именем грешника. Из сего мы заключаем, что изъемлющий нищего из руки любостяжателя получит достоинство и награду Пастыря, т. е. того, Который самого Себя предав за нас, избавил нас от мысленных зверей (т. е. Христа); а кто похищает и причиняет вред, того можно поставить в числе зверей. Слова великого Василия (вместе с Оригеном): и ты, когда увидишь, что обижают бедного, сочти своим делом то, за что он терпит обиду; защити его, дабы Бог и тебя также избавил, когда ты окажешься нищим пред Богом, которому, молясь, премудрая Иудифь говорит: Ты, Бог смиренных, Ты, помощник меньших, слабых и защитник, презренных Спаситель, безнадежных подлинно, подлинно Бог отца моего (Иуд. 9,11).

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

измите нища и убога, из руки грешничи избавите его

Не удовлетворяет судия должности своей, ежели только праведный суд произносит, но и должен есть понуждать богатых и сильных, дабы они самым делом удовлетворяли нищим и убогим, или возвращая отнятое у них, или награждая убытки, которые претерпевали они от клеветников и соперников. Для того Пророк, или паче сам Бог присовокупляет, глаголя: измите нища из руки сильнаго и убога из руки утеснителя: одно и то же повторяет дважды, дабы вещь глубже в памяти укоренилась. Изъять же нищаго из руки сильнаго не что иное есть, как переменить неправедный приговор, учиненный противу нищаго к защищению сильнаго, и самым делом сделать, чтоб нищий никакого убытка от сильнаго врага не претерпел. В чем наипаче надлежало бы судиям власть свою оказывать, дабы тако и благодать Божию, и любовь от народа приобресть себе могли: но понеже большею частию сего не творят, то далее продолжает Пророк и глаголет:

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Лопухин А.П.

измите нища и убога, из руки грешничи избавите его

См. Толкование на Пс. 81:3

Прот. Григорий Разумовский

измите нища и убога, из руки грешничи избавите его

См. Толкование на Пс. 81:3