Толкования на Пс. 81:5

Свт. Афанасий Великий

Ст. 5-7 Не познаша, ниже уразумеша, во тме ходят: да подвижатся вся основания земли. Аз рех: бози есте, и сынове вышняго вси: вы же яко человецы умираете, и яко един от князей падаете

Да подвижатся вся основания земли. Основаниями земли называет князей века этого, которые прежде народа иудейского понесли наказание, и лишенные возможности мучительствовать над нами, изгнаны по сказанному нам слову: ныне князь мира этого изгнан будет вон (Ин. 12,31). И они подвигнулись с места прежнего своего стояния, потому что первые низложены крестом Спасителя. А поскольку и народ израильский отвержен. после того как Евангелие проповедано всем народам; то присовокупил потом: Аз рех: бози есте. Вы же яко человецы умираете, и яко един от князей падаете. Каких же князей? Не тех ли, которых не задолго пред этим наименовал подвигшимися основаниями земли?

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Не познаша, ниже уразумеша, во тме ходят: да подвижатся вся основания земли

Чего не познали? Скоротечности настоящей жизни, непостоянства человеческой жизни, не познали того, что, присоединяя к полям поля и к домам домы, они часто собирают сокровища для врагов. А чего не уразумели? Того, что, заботясь о благах ничтожных, они лишают себя благ великих. Потому они и ходят во тьме нечестия, стыдясь придти к свету: «всякий, делающий злое, ненавидит свет», как говорит Спаситель (Ин.3:20). Может быть пророк порицает их и за то, что они, ходя во тьме, не узнали и не уразумели последующего. Чего же именно? Слушай: «да поколеблются все основания земли». Если же коле­блются основания земли, то, как может остаться то, что на ней? Для чего же, пока последнее остается, мы обижаем брата и поядаем бедного, если от этого нам нет пользы?

Беседа на псалом 81.

Прп. Нил Синайский

Не познаша, ниже уразумеша, во тме ходят: да подвижатся вся основания земли

Сказано: «да подвижатся основания земли» (Пс. 81:5). А сие значит: таящиеся во глубине сердца помыслы из шуиих да будут изменены в десные.

Письма на разные темы. Монаху Фавсту.

Блж. Феодорит Кирский

Не познаша, ниже уразумеша, во тме ходят: да подвижатся вся основания земли

«Не познаша ниже уразумеша, во тьме ходят». Но ничего этого не захотели они знать, не захотели озариться светом словес Моих; а потому живут, как бы оставаясь в ночи и во тьме.

«Да подвижатся вся основания земли». По причине сей неправды [вместо обыкновеннаго чтения: «ταύτης ἔνεκα τῆς ἀληθειας, предпочитается здесь другое: «ταύτης ἔνεκα τῆς ἀδικίας], жизнь полна смятения и волнений, и земля приводится в колебание непрерывными бедствиями.

Евфимий Зигабен

Не познаша, ниже уразумеша, во тме ходят: да подвижатся вся основания земли

Не познаша, ниже уразумеша, во тме, ходят

Неправедные, говорит, судии и начальники, сделавшись, по словам Дидима, произвольно глухими, не познали, и не поняли моих Божественных слов и законов. Ибо глаголом: не уразумели, изъясняется глагол: не познали. Неправедные судии и начальники во тьме ходят, т. е. живут в заблуждении. Или можно понимать сии слова иначе, т. е. что не познали и не поняли неправедные начальники и судии добра; почему и ходят в заблуждении и незнании правды, иначе, не понимают, что такое правда.

Другой говорить яснее: Сего, говорит, судьи не хотят знать, т. е. что они поставлены судьями в пользу бедных, но исполняют свое общественное дело, как провождающие время ночью и во тьме, не видя своей обязанности, как омраченные и лишенные света; ибо безумие мрачно покрывается западом (вечернее) и наводит ночь; а разумение напротив того весьма светло, весьма лучезарно и истинно востокообразно. Слова безыменного истолкователя: Чего не познали? Гнилости сей жизни и непостоянства человеческого счастья, ибо соединяя поля с полями и домы с домами, они часто приобретают сии богатства для врагов. Чего не уразумели? Того, что, занимаясь малым, они теряют большее.

Да подвижатся вся основания земли

Сии слова так выразил Симмах: потрясу землею по причине живущих на ней. По выражению семидесяти толковников глагол: да подвинутся, дает такую мысль, что Бог повелевает земле колебаться, чтоб устрашились неправедные начальники и беззаконные судии. Или говорит: да потрясутся основания земли, не перенося более беззакония сих неправедных людей. Основаниями земли называет глубину ее. Поистине поразительно и страшно слово сие, как представляющее негодование Бога на неправедных начальников и беззаконных судей.

Слова Дидима (Диодора): Потрясу, говорит, и поколебаю все; потому что Я поставил судей в чине богов и сынов Всевышнего; а они обесчестили мое достоинство, повреждая суд взятками, подобно языческим начальникам, которые по причине бесчувствия своих богов употребляют право судить произвольно, потому что нет наблюдающего за ними и взыскивающего с них. Афанасий основаниями называет начальствующих века сего (т. е. демонов), которые еще до народа Иудейского подверглись суду и извержены из владычества над нами сими словами: ныне князь миpa сего изгнан будет вон; ибо потряслось стояние их, которое имели прежде, так как первые они обессилены Крестом.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Не познаша, ниже уразумеша, во тьме ходят: да подвижатся вся основания земли

Напомянув судьям о должности их, Пророк жалуется здесь на худой успех нравоучения своего, показывая, что судьи нечувствительны и неспособны принимать здраваго учения, так что хотя бы вся вселенная поколебалась, они о том небрегут; и хотя бы небо смешалось с землею, они не трогаются, так как бы не их было дело пещися о человеческом роде, хотя Бог особенно избрал их пещися о нем. Притом показывает, какая причина делает их нечувствительными и к общему благу невнимательными, понеже де будучи ослеплены блеском своим, ничему не внемлют, и сами не хранят законов. Якоже убо Господь во Евангелии глаголет: аще соль обуяет, чим осолится? (Мф. 5:13) и, аще свет, иже в тебе, тьма есть, то тьма кольми? (Мф. 6:23): подобно сему и Пророк говорит, что ежели у тех, кои по долгу своему правосудие хранить обязаны, нет никаких правосудия законов, то у кого уже искать онаго? А от сея безпечности судей следует возмущение и мятеж, бунт и отложение народов. Ибо не иная была причина, чего ради и от Давида все царство Израилево отложилось, разве сия: понеже Авессалом удостоверил народ, что царь не старается входить в разсмотрение дел, как явствует из второй книги Цар. 15. Чего же ради премногие судьи слепы суть, причину возлагает Писание на пристрастие к дарам. Князи Твои, глаголет, не покаряются, общницы татем, любяще дары, гоняще воздаяние, сирым не судящии, и суду вдовиц не внимающии (Ис. 1:23). И паки: да не возмеши даров, дары бо ослепляют очи видящим, и погубляют словеса праведна (Исх. 23:8). И еще мзда и дарове ослепляют очи премудрых (Сир. 20:29).

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Лопухин А.П.

Не познаша, ниже уразумеша, во тме ходят: да подвижатся вся основания земли

«Не знают, не разумеют, во тьме ходят» - не в смысле непонимания закона или трудности расследуемого дела, а в смысле намеренного уклонения от закона, сознательного лицеприятия, которое приводит к колебаниям земли, к потрясению основ внутренней жизни, к уничтожению законности, а через то - к самоуправству и насилиям в отношениях людей между собою. Если бы такие проступки судей являлись бессознательными и случайными, то Господь не осудил бы их.

Прот. Григорий Разумовский

Не познаша, ниже уразумеша, во тме ходят: да подвижатся вся основания земли

Изречениями первой половины сего стиха пророк изъясняет причину неправильной деятельности судей. Судьи должны производить суд нелицеприятный, – «творить правду на суде» (Втор. 16:18) как для знатных и сильных, так и для бедных и убогих, не отдавая последних на притеснение и угнетение богатым. Но они ни того, ни другого не исполняли, потому что не познаша точного требования законов правосудия и не выразумели (ниже уразумеша) действительного смысла их. А последнее происходит оттого, что начальники и судьи иудейские в делах судопроизводства руководятся не началами справедливости и божественного Закона, а пристрастием к дарам, земными выгодами и расчетами, которые их ослепляют, не дают им видеть света истины и правды: действуя в таком направлении, они во тме ходят. А изречение последней половины стиха указывает на последствия, которые происходят от неправосудия. Когда нарушается правосудие, когда бедные и сирые не находят себе у судей защиты, тогда колеблются, подвижатся вся основания земли. Основания земли, т.е. существующих на земле царств и народов, жизни общественной и частной, составляют: закон, правосудие, законное правительство и на них покоящиеся права, личная свобода и безопасность частная и общественная. «По причине сей (т.е. судебной) неправды, – говорит блж. Феодорит, – жизнь полна смятения и волнений, и земля (т.е. государство) приводится в колебание непрерывными бедствиями» [6, с. 394–395].

Объяснение священной книги псалмов.