Толкования на Пс. 81:6

Свт. Афанасий Великий

Аз рех: бози есте, и сынове Вышняго вси

Человек, как сотворенный из ничего, по природе смертен; но, по причине подобия Сущему, если бы сохранил оное устремлением к Нему ума своего, мог замедлять в себе естественное тление, и пребыл бы нетленным, как говорит Премудрость: «хранение законов утверждение нерастления» (Прем. 6:18). Будучи же нетленным, он жил бы уже как Бог, о чем дает разуметь и Божественное Писание, говоря в одном месте: «Аз рех: бози есте и сынове Вышняго вси; вы же яко человецы умираете, и яко един от князей падаете».

Слово о Вочеловечении Слова и явлении Его к нам в теле.


См. Толкование на Пс. 81:5

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 6-7 Аз рех: бози есте, и сынове Вышняго вси: вы же яко человецы умираете, и яко един от князей падаете

Когда сказал Бог, что все суть боги и сыны Вышняго? Ведь здесь говорится уже не об одних только на­чальниках, а о всех людях. Когда Бог, сотворив человека, дал такое определение его достоинства: «сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами» (Быт.1:26). Если бы люди сохранили это достоинство и не исказили образа Божия преслушанием, то не были бы наказаны смертью. Непризнание величия Божия есть гордость пред Богом и болезнь диавола. «как люди, умираете», – говорит пророк, показывая, что смерть для людей есть страдание. Но человеку можно было не умирать, если бы он от начала сохранил закон Божий, так как природа наша имела спо­собность и к тому и к другому. «Как всякий, – говорит, – из начальников, падаете«, указывая этим на диавола, так как он имел власть и был князем среди ангелов, почему Павел говорит: «наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей» (Еф.6:12), но, возгордившись и пожелав большего, пал. Точно также и человек: услышав слова змия: «но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их», т.е. от древа, «откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт.3:5), он впал в непослушание, так что справедливо по гордости и паде­нию сравнивается с диаволом.

Беседа на псалом 81.

Блж. Феодорит Кирский

Аз рех: бози есте и сынове Вышняго вси

Я почтил вас, сообщил вам имя Мое, и нарек сынами Моими.

Евфимий Зигабен

Аз рех: бози есте и сынове Вишняго вcи

Где Бог сказал сии слова? Некоторые говорят, что Бог, сказывая: сотворим человека по образу нашему и по подобию (Быт. 1:26), показал, что люди суть боги по сыноположению, как сотворенные по образу Божию. А я нашел еще, что Бог назвал богами начальствующих и судей, сказывая в Книге Судей народу: богам не говори зло и начальнику народа твоего не говори худо (Исх. 22:28). Далее сынами Вышнего назвал Израильтян, сказав: сын первенец мой Израиль (Исх. 4:22).

Слова Божественного Кирилла. Поелику мы сделались сынами Божиими, приняв в душе посредством Святаго Духа естественного и истинного Сына рожденного от вечного Отца нераздельно и бесстрастно, то посему мы и почтены сим названием или именем богов, хотя не по природе мы таковы, а по чести и славе. Тот же Кирилл говорит, приводя из Евангелия Иоанна следующие слова: не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги? Если он назвал богами тех, к которым было Слово Божие, и не может нарушиться Писание,—Тому ли, которого Отец освятил, и послал в мир вы говорите: богохульствуешь; потому что Я сказал: Я сын Божий? (Ин. 10:34). Слова Феодорита: И так Я вас почтил и сообщил вам Мое имя, и нарек Моими сынами. Евсевий, приводя на сие пример, говорит: ты уразумеешь, как приобрели честь Божию получившие начальство над подначальными, когда вникнешь в то, что сказано Моисею: вот Я поставил тебя богом Фараону, и Аарон, брат твой будет твоим пророком (Исх. 7:1). Итак как Моисей человек Божий, получив от Него честь, назван богом Фараона, так и все, которых почтил Бог, получили у своих подчиненных место богов.

Евагрий Понтийский

Ст. 6-7 Аз рех: бози есте, и сынове Вышняго вси: вы же яко человецы умираете, и яко един от князей падаете

Из нечистых бесов одни искушают человека как человека, а другие приводят его в смятение как неразумное животное. Когда на нас нападают первые, они внедряют в нас мысли тщеславия, гордости, зависти и осуждения, которые не встречаются ни в одной из неразумных [тварей]; а когда приближаются вторые, то они приводят в противоестественное движение яростное или желательное [начала души], ибо эти страсти суть общие для нас и для неразумных животных, хотя у нас они скрываются под разумной природой. Поэтому тем [людям], которые впадают в [чисто] человеческие помыслы, Святой Дух речет: «Аз рех: бози есте, и сынове Вышняго вси. Вы же яко человецы умираете, и яко един от князей падаете». А что глаголет Он тем, которые приводятся в движение [вторыми бесами и поступают] неразумно? — «Не будите яко конь и меск, имже несть разума: броздами и уздою челюсти их востягниши, не приближающихся к тебе» (Пс. 31:9). Если «душа же согрешающая, та умрет» (Иез. 18:4), то ясно, что люди, умирающие яко человецы, людьми и погребены будут; те же, которые умирают как неразумные животные, становятся пищей неясытей и воронов: одни птенцы их призывают Господа (Пс. 146:9), а другие — валяются в крови (Иов. 39:30). «Кто имеет уши слышать, да слышит» (Мф. 11:15).

О помыслах.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Ст. 6-7 Аз рех: бози есте, и сынове вышняго вси: вы же яко человецы умираете, и яко един от князей падаете

Доселе Пророк укорял судей в лицеприятии, в неправосудии и в небрежении о должности: а здесь показывает, коль недостойны люди, зараженные пороками сими, той высокой чести, на которой Бог поставил их. Аки бы сказал: аз рех, что есте по Божию дару; но теперь приложу, что есте по свойству вашему. По Божию дару бози есте, и Ангелам подобни; по свойству же и по склонностям вашим – яко прочии человецы есте, то есть, смертные и порокам порабощенные, и потому, якоже и вси, подобным образом падаете; но падение ваше тем опаснее, чем более то возвышение, на котором вы поставлены.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

Ст. 6-7 Аз рех: бози есте, и сынове вышняго вси: вы же яко человецы умираете, и яко един от князей падаете

По собственным словам Божиим, они нравственно слепы и следуют началам, которые неминуемо должны привести к разрушению всякого существующего порядка; поэтому Бог изрекает им Свой судебный приговор, о приведении в исполнение коего псалмопевец в заключение молит всесильного Господа.

Ст. 6 и 7 нужно так связывать: хотя Я сказал: «вы боги, сыны Вышнего», т.е. Мои судьи; но это достоинство не защитит вас от внезапной смерти, какою Я обыкновенно наказываю других людей, других грешников; несмотря на ваше звание, вы будете наказаны, как обыкновенные люди (человецы); Я даже не обращаю внимания на княжеское достоинство (от князей); как князья наказываются Мною, когда оказываются виновными, так и вы.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Аз рех: бози есте, и сынове Вышняго вси

«Вы боги и сыны Всевышнего» в смысле - представители и ближайшие исполнители на земле воли Бога в судейских решениях.

Толковая Библия.

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 6–7 Аз рех: бози есте, и сынове Вышняго вси: вы же яко человецы умираете, и яко един от князей падаете

Здесь псалмопевец опять выставляет говорящим Самого Бога и объявляющим Свой грозный приговор неправедным судьям. Сотворенные по образу Божию и по подобию Его, все люди вообще носят на себе печать сыноположения и звание сынов Божиих; в особенности же все принадлежащие к Церкви Христовой, по праву усыновления их Христом Спасителем, суть сынове Вышняго, а те между иудеями, которым вверена была власть судить и управлять народом Божиим, назывались и в Писании «богами» (Исх. 22:28, 7:1). Сам Иисус Христос, приводя слова сего псалма, в речи пред неверовавшими в Него иудеями дает им тот же смысл (Ин. 10:35). И как ни высоко достоинство князей и судей между простыми людьми, но и они такие же смертные человецы и подвержены той же участи, как и все люди. Аз рех, – говорит Верховный Судия Бог, – Я сказал: вы боги и сыны Всевышняго – все вы, но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей, и ваше падение тем гибельнее, чем более то возвышение, на котором вы поставлены. Помните же, что ваше высокое звание и достоинство не защитит вас от внезапной смерти, какою Я обыкновенно наказываю других людей, других грешников.

Объяснение священной книги псалмов.