Толкования на Пс. 81:8

Свт. Иоанн Златоуст

воскресени, Боже, суди земли: яко ты наследиши во всех языцех

Пророк указывает не на настоя­щее наследие, а на будущее. Поэтому он и молит Бога восстать и судить землю, т.е. человека. Когда Он воскреснет, то наследует все народы. Всем Он даст соответствующий жребий: один – смиренным, другой – целомудренным, иной – милостивым, иной – блудникам, иной – высокомерным, иной – корыстолюбцам. Языками в данном случае пророк назвал не различные роды языков, а разные роды жизни.

Беседа на псалом 81.

Блж. Феодорит Кирский

Воскресни Боже, суди земли: яко Ты наследиши во всех языцех

Сие прямо дает разуметь суд Владыки Христа; ибо Ему, по человечеству Его, сказал Отец: «проси от Мене, и дам Ти языки достояние Твое, и одержание Твое концы земли» (Пс.2:8). Его-то умоляет Пророк вскоре явиться и судить праведно, а судей неправдивых отрешить, и оставить достояние Иудеев, восприять же достояние язычников, и всем людям даровать спасение.

Евфимий Зигабен

Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех

Сии слова беспрекословно пророчествуют о воскресении Христа из мертвых. По словам Диодора пророк Давид здесь просит Христа, чтоб Он воскрес из гроба и судил праведно чрез Апостолов всю землю, над которою Он поставил их начальствующими, то есть, чтобы сделал защиту всей земле, осудив и изгнав из нее начальника миpa— диавола, который имел ее в порабощении заблуждении идолопоклонства и всякому роду зла. Он сказывает и о причине сей защиты: Ты, говорит, Господи, получишь наследство у всех народов, согласно с сказанным: дам Тебе народы в достояние Твое (Пс. 2,8). А наследство Христово суть те, которые уверовали в Него из всех народов.

Другой говорит, что Давид сказал выше изложенные слова к судиям от лица своего. Слова Феодорита: За сим, сильно обличив неправедных судей, пророк молит истинного и праведного Судию произвесть суд над вселенною. Слова Исихия: Пророк говорит не о настоящем наследстве, а о будущем; почему просит Бога восстать и судить землю, т. е. человека, который воставши наследствует у всех народов. Ибо Он даст приличный жребий всем, один смиренным, другой целомудренным, иной милостивым, другой гордым, и иной любостяжательным. Ибо народами в настоящем месте назвал не по различиям языков, но жизней.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

воскресни, Боже, суди земли: яко ты наследиши во всех языцех

Сие заключение псалма двоякий имеет разум: по первому, просит Пророк помощи Божией противу неправосудия князей и судей земных и молится, дабы Сам, как истинный Господь и Обладатель всея земли, исправил суды человеческие, наказал беззаконных судей, и нищих утесняемых облегчил по премудрости и силе Своей. Аки бы сказал: понеже земные судьи во зло употребляют власть Твою, Боже, сего ради Сам Ты, верховный Судия, произведи суд над судьями земными и избави неповинных нищих от утеснения беззаконных и сильных: яко Ты владычествуеши во всех языцех. Ибо не так разделяеши царствия сынам человеческим, чтоб Сам не удерживал при Себе высочайшия власти. По второму же разуму, образом молитвы предвозвещает пришествие Мессии, Который и землю наследит, и будет судить ей судом праведным первее чрез служителей Своих, то есть чрез князей и владык земных, а потом чрез Себя Самого, когда приидет судити живым и мертвым.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

воскресени, Боже, суди земли: яко Ты наследиши во всех языцех

Суди земли; по убеждению псалмопевца, представителями Бога на земле служат не только судьи евреев, но и язычников, так как Богу принадлежат и язычники (наследиши во всех языцех); желая, чтобы Бог Сам пришел на суд и установил право, он не ограничивает этого евреями, но распространяет свою молитву на весь мир.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

воскресени, Боже, суди земли: яко ты наследиши во всех языцех

Писатель молит Господа восстать для этого суда не только над евреями, но и над всею землею

О восстановлении правосудия писатель молит Бога не только для земли Иудейской, но и по всему миру, так как «все народы» - наследие Божие, в Его власти.

Прот. Григорий Разумовский

Воскресни, Боже, суди земли: яко Ты наследиши во всех языцех

После всего сказанного о неправедных судиях пророк призывает на суд Самого Бога и просит Его, чтобы Он, как Владыка и Обладатель всей земли, возстал против неправосудия князей и судей земных и исправил суды человеческие, причем под именем земли разумеет не одну землю иудейскую, но землю, обитаемую всеми народами. Так как земные судии, как бы так говорит пророк, злоупотребили данною им властию суда, то Сам Ты, Боже, возстань и произведи суд над ними: ибо Ты наследуешь все народы. Но кроме сего буквального значения заключительных изречений псалма сего, в них заключается пророчество о воскресении Иисуса Христа из мертвых и Его всемирном суде. Псалмопевец, в образе молитвы, предвозвещает пришествие Мессии, Который и землю наследит, обратив все народы (во всех языцех) к Своей Церкви, и будет судить ей судом праведным, вначале чрез апостолов и владык земных, а потом Сам непосредственно, когда придет судити живым и мертвым. По словам блж. Феодорита, сказанное в последнем стихе псалма «прямо дает разуметь суд Владыки Христа, ибо Ему, по человечеству Его, сказал Бог Отец: «Проси от Мене, и дам Ти языки достояние Твое, и одержание Твое концы земли» (Пс. 2:8). Его-то умоляет пророк вскоре явиться и судить праведно, а судей неправдивых отрешить и оставить достояние иудеев, восприять же достояние язычников и всем людям даровать спасение» [6, с. 395].

Объяснение священной книги псалмов.